XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Еврейский вопрос в повести Л. А. Кассиля «Кондуит»

Елена Сергеевна Королькова
Докладчик
студент 2 курса
Российский государственный гуманитарный университет

188
2016-04-20
17:20 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе речь пойдет о «еврейском вопросе» в повести Л. А. Кассиля «Кондуит». Стоит отметить, что в повести эта тема не является доминирующей, а возникает лишь в некоторых эпизодах и скорее косвенно. В ряде случаев точнее будет говорить о еврейских мотивах, которые тем не менее возникают на протяжении всей книги. Будет установлена связь повествования с реальными событиями, происходившими в России в начале ХХ в., прокомментировано детское восприятие «еврейского вопроса», найдены пересечения с другими произведениями, в которых «еврейский вопрос» затрагивается.

Тезисы

Предметом анализа станет автобиографическая повесть Л. А. Кассиля (1905–1970) «Кондуит», отрывки которой публиковались в журнале «Новый ЛЕФ» в 1927–1928 гг., где Кассиль работал. В этой повести рассказывается о детстве главного героя Лёли, о его обучении в гимназии, о его семье. В некоторых эпизодах повести возникает «еврейский вопрос» — условия существования евреев в Российской империи, а именно регламентация их жизни со стороны государства и коллизии, которые возникали при применении этих правил и установлений. Стоит отметить, что в повести «Кондуит» эта тема не является доминирующей, а возникает лишь в некоторых эпизодах и скорее косвенно. В ряде случаев точнее будет говорить о еврейских мотивах в повести, которые, тем не менее, возникают на протяжении всей книги. В «Кондуите» мы встречаемся сразу с несколькими персонажами этой национальности: главным героем, его семьей, обитателем шалмана Иосифом Пукисом, одноклассником Митькой Ламбергом по прозвищу «Царь Иудейский» — каждый из них описан достаточно подробно; большую роль играют и их речевые характеристики. Так, о дяде главного героя мы узнаем, что он участвовал в антиправительственной деятельности, за что был арестован. Пукис предстает как человек очень достойный — стереотипы описания евреев дезавуируются. Митька, во-первых, в обстановке латентного (или открытого) антисемитизма держится независимо и дерзко, за что подвергается взысканиям (отчисление из гимназии в Саратове). Во-вторых, он (его семья) стремится к получению образования — и продолжает учиться в Покровской гимназии. В-третьих, он еще гимназистом вовлекается в революционную деятельность, пусть пока в мягких формах: его выбирают делегатом на заседание школьного комитета, где рассматривается вопрос о смещении директора. В докладе речь пойдет об историческом и литературном контектсе повести «Кондуит». Будет установлена связь с реальными событиями, происходившими в России в начале ХХ в., прокомментировано детское восприятие «еврейского вопроса», найдены пересечения с другими произведениями, в которых затрагивается «еврейский вопрос».