Еврейский вопрос в повести Л. А. Кассиля «Кондуит»
Елена Сергеевна Королькова
Докладчик
студент 2 курса
Российский государственный гуманитарный университет
Российский государственный гуманитарный университет
188
2016-04-20
17:20 -
17:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе речь пойдет о «еврейском вопросе» в повести Л. А. Кассиля «Кондуит». Стоит отметить, что в повести эта тема не является доминирующей, а возникает лишь в некоторых эпизодах и скорее косвенно. В ряде случаев точнее будет говорить о еврейских мотивах, которые тем не менее возникают на протяжении всей книги. Будет установлена
связь повествования с реальными событиями, происходившими в России в начале ХХ в.,
прокомментировано детское восприятие «еврейского
вопроса», найдены пересечения
с другими произведениями, в которых «еврейский
вопрос» затрагивается.
Тезисы
Предметом
анализа станет автобиографическая повесть Л. А. Кассиля (1905–1970) «Кондуит», отрывки которой
публиковались в журнале «Новый ЛЕФ» в 1927–1928 гг., где Кассиль работал. В этой повести
рассказывается о детстве главного героя Лёли, о его обучении в гимназии, о его
семье. В некоторых эпизодах повести возникает «еврейский вопрос» — условия
существования евреев в Российской империи, а именно регламентация их жизни со
стороны государства и коллизии, которые возникали при применении этих правил и
установлений. Стоит отметить, что в повести «Кондуит» эта тема не
является доминирующей, а возникает лишь в некоторых эпизодах и скорее косвенно.
В ряде случаев точнее будет говорить о еврейских
мотивах в повести, которые, тем не менее, возникают на протяжении всей
книги. В
«Кондуите» мы встречаемся сразу с несколькими персонажами этой
национальности: главным героем, его семьей, обитателем шалмана Иосифом Пукисом,
одноклассником Митькой Ламбергом по прозвищу «Царь Иудейский» — каждый из них
описан достаточно подробно; большую роль играют и их речевые характеристики.
Так,
о дяде главного героя мы узнаем, что он участвовал в антиправительственной
деятельности, за что был арестован. Пукис предстает как человек очень достойный —
стереотипы
описания евреев дезавуируются. Митька, во-первых, в обстановке
латентного (или открытого) антисемитизма держится независимо и дерзко, за что
подвергается взысканиям (отчисление из гимназии в Саратове). Во-вторых, он (его
семья) стремится к получению образования — и продолжает учиться в Покровской
гимназии. В-третьих, он еще гимназистом вовлекается в революционную
деятельность, пусть пока в мягких формах: его выбирают делегатом на заседание
школьного комитета, где рассматривается вопрос о смещении директора.
В
докладе речь пойдет об историческом и литературном контектсе повести «Кондуит». Будет установлена
связь с реальными событиями, происходившими в России в начале ХХ в.,
прокомментировано детское восприятие «еврейского
вопроса», найдены пересечения
с другими произведениями, в которых затрагивается «еврейский
вопрос».