Лингвокреативный аспект интернет-мемов
Анастасия Владимировна Вешнякова
Докладчик
аспирант
Институт лингвистических исследований РАН
Институт лингвистических исследований РАН
213
2016-04-21
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
Интернет в наше время — глобальный источник информации и пространство для творчества многих. Одним из таких проявлений творческого потенциала является игра с языком.
В докладе представлена информация о термине «интернет-мем», данное понятие раскрывается и
сопоставляется с другими видами развлекательной
медиакоммуникации, а
также анализируется наиболее интересный материал интернет-мемов, созданный с
помощью разных средств и явлений лингвокреатива.
Тезисы
Активное развитие
развлекательной медиакоммуникации вызвало интерес к изучению интернет-мемов с
использованием языковой игры и средств ее практического воплощения,
представленной разными способами. Нестандартность
и креативность в использовании языка чаще всего проявляется в направленности на
достижение комического эффекта.
Термин «мем» ввел в обиход в 1976 г. английский
биолог Ричард Докинз в книге «The Selfish Gene» («Эгоистичный ген» в русском
переводе), где он выводит созвучное гену понятие «мем». Некоторые сведения этого
явления можно найти в работах М. А. Кронгауза. Термину «интернет-мем» в науке не
дано общепринятого определения. Некоторые исследователи связывают его с
понятием креолизованного текста, где вербальные (текст) и невербальные элементы
(изображение и т. п.) образуют визуальное, структурное, смысловое целое,
направленное на комплексное воздействие на адресата. Распространено
мнение о том, что интернет-мем — это новое явление, но в действительности оно имеет
исторические корни. Подобные картинки с текстом были популярны в XVII
в., и назывались они «народными картинками» или «лубками».
В сети можно переслать знакомым понравившуюся шутку. Удачные
образы запоминаются и перерабатываются в интернет-мемы. Каждый интернет-пользователь
может создать интернет-мем на любую тему и в любой форме, в нашем случае этой
формой шутки является языковая игра.
Средства ее практического воплощения в интернет-мемах разнообразны. Например, окказионализмы, у которых существуют определённые способы образования (контаминация, субституция, слияние и только они); явления семантизации (игровая этимология, когда слову приписывается значение, которое сознательно нацелено на другое истолкование известного слова, псевдозначение); разрушение речевых клише (заменяются/обновляются какие-либо компоненты формы или содержания фразеологизма, пословицы, поговорки, цитаты и пр., в лингвистике получили название с префиксом анти-: антипословицы, антипоговорки и др.); игра на омо-явлениях (омографы, перераспределение слогоразделов, т. е. гетерограмма), игровой анахронизм слова и изображения (анахронизм — это нарушение хронологической точности ошибочным отнесением событий или явлений одной эпохи к другой, но в интернет-мемах это нарушение не ошибочное, а намеренное. Подобные интернет-мемы содержат в себе черты комикса, которые наслаиваются на произведения искусства эпохи Средневековья). Интернет является идеальным коммуникативным пространством для развития смеховой среды и ее существования. Все эти воплощения языковой игры относятся к интернет-фольклору. Такие явления вызывают закономерный интерес лингвистов, т. к. это эксперимент, связанный с возможностями языка.
Средства ее практического воплощения в интернет-мемах разнообразны. Например, окказионализмы, у которых существуют определённые способы образования (контаминация, субституция, слияние и только они); явления семантизации (игровая этимология, когда слову приписывается значение, которое сознательно нацелено на другое истолкование известного слова, псевдозначение); разрушение речевых клише (заменяются/обновляются какие-либо компоненты формы или содержания фразеологизма, пословицы, поговорки, цитаты и пр., в лингвистике получили название с префиксом анти-: антипословицы, антипоговорки и др.); игра на омо-явлениях (омографы, перераспределение слогоразделов, т. е. гетерограмма), игровой анахронизм слова и изображения (анахронизм — это нарушение хронологической точности ошибочным отнесением событий или явлений одной эпохи к другой, но в интернет-мемах это нарушение не ошибочное, а намеренное. Подобные интернет-мемы содержат в себе черты комикса, которые наслаиваются на произведения искусства эпохи Средневековья). Интернет является идеальным коммуникативным пространством для развития смеховой среды и ее существования. Все эти воплощения языковой игры относятся к интернет-фольклору. Такие явления вызывают закономерный интерес лингвистов, т. к. это эксперимент, связанный с возможностями языка.