О сохранении памятников традиционной культуры бессарабских болгар в сельских музеях Молдовы
Наталья Моисеевна Калашникова
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Российский этнографический музей
Российский этнографический музей
БАН 211
2016-03-17
13:15 -
13:30
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен традиционным формам этнической культуры бессарабских болгар. Являвшиеся
продолжением былых балканских традиций, к началу ХХI
в. они сохранились в незначительном количестве. Очевидна стала роль существующих еще в сельских музеях Молдовы артефактов, изучению которых и была
посвящена экспедиция Российского этнографического музея (в рамках проекта РГНФ № 15-01-00376/15 «Болгары Молдовы, Украины и России. Опыт жизни в
диаспоре»). Важными для понимания процессов, происходящих в болгарской
диаспоре, были вопросы сохранения идентичности и появления двуэтничности.
Тезисы
Вопросы
истории переселения, экономического статуса колонистов России неоднократно
освещались в монографиях и многочисленных публикациях, однако изучению
этнической культуры болгар-переселенцев пока еще не уделялось достаточного
внимания. Отчасти это происходило потому, что крайне мало были исследованы
музейные коллекции, публикация которых позволит ввести в научный оборот
неизвестный ранее круг памятников, характеризующих материальную и духовную
культуру болгар-переселенцев XIX–XX вв. Учитывая, что традиционные формы этнической
культуры бессарабских болгар, во многом являвшиеся продолжением былых
балканских традиций, к началу ХХI в. сохранились в очень незначительном количестве
и в сильно измененном виде, становится очевидна роль артефактов, имеющихся в
сельских музеях Молдовы, изучению которых и была посвящена экспедиция
Российского этнографического музея (в рамках поддержанного РГНФ проекта №
15-01-00376/15 «Болгары Молдовы, Украины и России. Опыт жизни в диаспоре»). Для
анализа этих коллекций была разработана анкета, содержащая вопросы общего
характера о структуре музея, организации научно-фондовой работы, системе учёта
экспонатов, формах работы с посетителями, а также и специальные вопросы, дающие
возможность выявить долю экспонатов по культуре болгар в общем музейном собрании,
определить степень их изученности и участия на временных выставках и постоянных
экспозициях.
В результате обследования пяти сельских музеев Тараклийского района Республики Молдова следует отметить, что все они занимают приспособленные под музейные нужды пространства, размещенные, в основном, в старых строениях (в лучшем случае — старой школе), где нет специального выставочного оборудования и манекенов. Однако при экспонировании авторы старались выдержать общепринятый тематический принцип показа, с применением ансамблевого метода (сценки: «женщина, работающая за ткацким станком», «внутреннее убранство жилища»). Особенно подробно стараются раскрыть тему одежды — яркого маркера этноса: поэтому представлены полные комплексы мужской и женской одежды, отдельные элементы костюмов, а также кожаная и войлочная обувь, женские украшения. Темы скотоводства, земледелия и обработки шерсти раскрыты в основном за счет экспонирования орудий труда (посоха пастуха, ножниц для стрижки овец, лопат, вил, частей плуга, прялок, кудели, мотовил и др.). Экстерьер жилища выполнен в черно-белых фотографиях, интерьер показан в сценках: стилизованный очаг с подлинным предметным наполнением, низкий стол со скамейками, полки с керамической и деревянной посудой, длинная деревянная лавка, сундук, кровать, подушки, ковровые дорожки и др. В некоторых случаях на экспозиции демонстрируются музыкальные инструменты и православные иконы.
В результате обследования пяти сельских музеев Тараклийского района Республики Молдова следует отметить, что все они занимают приспособленные под музейные нужды пространства, размещенные, в основном, в старых строениях (в лучшем случае — старой школе), где нет специального выставочного оборудования и манекенов. Однако при экспонировании авторы старались выдержать общепринятый тематический принцип показа, с применением ансамблевого метода (сценки: «женщина, работающая за ткацким станком», «внутреннее убранство жилища»). Особенно подробно стараются раскрыть тему одежды — яркого маркера этноса: поэтому представлены полные комплексы мужской и женской одежды, отдельные элементы костюмов, а также кожаная и войлочная обувь, женские украшения. Темы скотоводства, земледелия и обработки шерсти раскрыты в основном за счет экспонирования орудий труда (посоха пастуха, ножниц для стрижки овец, лопат, вил, частей плуга, прялок, кудели, мотовил и др.). Экстерьер жилища выполнен в черно-белых фотографиях, интерьер показан в сценках: стилизованный очаг с подлинным предметным наполнением, низкий стол со скамейками, полки с керамической и деревянной посудой, длинная деревянная лавка, сундук, кровать, подушки, ковровые дорожки и др. В некоторых случаях на экспозиции демонстрируются музыкальные инструменты и православные иконы.