Dream Space: вне времени и пространства
Ирина Маковеева
Докладчик
директор
Council on International Educational Exchange
Council on International Educational Exchange
кинозал
2016-03-16
18:00 -
18:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе
будет рассмотрено построение пространства в современном массовом кинематографе,
которое принципиально отличается от плосткостных изображений XX в., так
как компьютеризация сьемочного и монтажного процесса позволяет выстраивать
трехмерные пространства с эффектом включения зрителя в происходящее на экране и
предлагает ему «нереальные» в повседневной жизни точки обзора.
Тезисы
Благодаря
новым техническим возможностям в кино XXI в., пространства, конструируемые
на экране, принципиально отличаются от плосткостных изображений XX в.
Тщательно разработанные мизансцены (например, Евгения Бауэра) и
неожиданные ракурсы кинокамеры (например, Сергея Урусевского), предназначенные
для преодоления пространственной двухмерности, остались хоть и в непреходящем,
но прошлом. Сегодня компьютеризация сьемочного и монтажного процесса позволяет
выстраивать трехмерные пространства с эффектом включения зрителя в происходящее
на экране и предлагает ему «нереальные» в повседневной жизни точки обзора. Кино
становится стереоскопичным и интерактивным.
Рубежным фильмом в этом характерном для нового времени процессе стал фильм Джеймса Кэмерона Avatar (2009). Способность персонажей, а вслед за ними и зрителей, с легкостью и часто на впечатляющей скорости передвигаться в пространстве приводит к разрушению его физических границ (например, Twilight Saga). Оно становится бесконечным и проницаемым. Исчезновение пространственных рамок приводит не только к взаимопроницаемости пространств, закрепленных за тем или иным жанром (Cowboys and Aliens), но и к возможности сосуществования пространств, принадлежащих различным временным пластам, в едином пространстве того или иного фильма (Sherlock: The Abominable Bride).
Рубежным фильмом в этом характерном для нового времени процессе стал фильм Джеймса Кэмерона Avatar (2009). Способность персонажей, а вслед за ними и зрителей, с легкостью и часто на впечатляющей скорости передвигаться в пространстве приводит к разрушению его физических границ (например, Twilight Saga). Оно становится бесконечным и проницаемым. Исчезновение пространственных рамок приводит не только к взаимопроницаемости пространств, закрепленных за тем или иным жанром (Cowboys and Aliens), но и к возможности сосуществования пространств, принадлежащих различным временным пластам, в едином пространстве того или иного фильма (Sherlock: The Abominable Bride).