XLV Международная филологическая научная конференция

Dream Space: вне времени и пространства

Ирина Маковеева
Докладчик
директор
Council on International Educational Exchange

кинозал
2016-03-16
18:00 - 18:30

Ключевые слова, аннотация

В докладе будет рассмотрено построение пространства в современном массовом кинематографе, которое принципиально отличается от плосткостных изображений XX в., так как компьютеризация сьемочного и монтажного процесса позволяет выстраивать трехмерные пространства с эффектом включения зрителя в происходящее на экране и предлагает ему «нереальные» в повседневной жизни точки обзора.

Тезисы

Благодаря новым техническим возможностям в кино XXI в., пространства, конструируемые на экране, принципиально отличаются от плосткостных изображений XX в. Тщательно разработанные мизансцены (например, Евгения Бауэра)  и неожиданные ракурсы кинокамеры (например, Сергея Урусевского), предназначенные для преодоления пространственной двухмерности, остались хоть и в непреходящем, но прошлом. Сегодня компьютеризация сьемочного и монтажного процесса позволяет выстраивать трехмерные пространства с эффектом включения зрителя в происходящее на экране и предлагает ему «нереальные» в повседневной жизни точки обзора. Кино становится стереоскопичным и интерактивным.
Рубежным фильмом в этом характерном для нового времени процессе стал фильм Джеймса Кэмерона Avatar (2009). Способность персонажей, а вслед за ними и зрителей, с легкостью и часто на впечатляющей скорости передвигаться в пространстве приводит к разрушению его физических границ (например, Twilight Saga). Оно становится бесконечным и проницаемым. Исчезновение пространственных рамок приводит не только к взаимопроницаемости пространств, закрепленных за тем или иным жанром (Cowboys and Aliens), но и к возможности сосуществования пространств, принадлежащих различным временным пластам, в едином пространстве того или иного фильма (Sherlock: The Abominable Bride).