создание полиязычной образовательной среды. Опыт Тюменского государственного нефтегазового университета
Марина Аламатовна Кечерукова
Докладчик
доцент
Тюменский государственный нефтегазовый университет
Тюменский государственный нефтегазовый университет
416
2016-03-17
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается
опыт Тюменского государственного нефтегазового университета (с 2016 г. опорного
вуза) по созданию полиязычной образовательной среды, анализируются результаты реализованных программ вуза, направленных на повышение языковой компетенции
студентов и профессорско-преподавательского состава, выявляются основные
проблемы и освещаются перспективы развития университета в данном
направлении. В центре доклада — факторы сдерживающие процесс
интернационализации образования, сходства и различия профессионально-ориентированного
иностранного языка и ESP,
а также методы CLIL
и
EMI.
Тезисы
Вызовы
глобализации и интернационализация образования и науки ставят перед вузами
России задачи создания и развития иноязычной среды, которая способствовала бы
входу в международное образовательное пространство. Очевидно, что в России, в
отличие от многих стран запада, приходится прилагать особые усилия к появлению
в университетах полиязчного коммуникативного пространства, призванного сделать
внутривузовскую среду более комфортной для академической мобильности как
изнутри, так и извне.
Важно отметить, что тенденция
интернационализации всегда присутствовала в вузах нашей страны. И, несмотря на
то, что в советской школе в силу идеологических и политических причин была
присущая определенная закрытость, в советские годы наша страна занимала третье
место в мире по количеству иностранных студентов, с которого в наше время она
опустилась на восьмое (данные 2010 г). Так, в период с 1950 по 1990 годы в СССР
обучилось около полу миллиона студентов
из 150 стран мира. 75% из стран Африки, Азии, Латинской Америки, остальные в
основном из восточной Европы. В 1980-е гг. Советский Союз был лидером на рынке
международного образования. 10% всех так называемых exchange students обучались
в СССР. С развалом советского союза Россия утратила свое место на мировом рынке
образования.
Однако, несмотря на кажущуюся успешность
ситуации в Советском Союзе именно с его распадом начался процесс реальной
интеграции российской высшей школы в европейскую и моровую системы образования — расширились прямые связи с зарубежными партнерами, на российские вузы была
распространенна деятельность многиз зарубежных фондов и программ в области
образования и науки. Ведь интернализация образовательного процесса не
ограничивается только привлечением иностранных студентов. Она включает в себя
также:
- Развитие академической мобильности ППС и студентов.
- Развитие международных академических программ.
- Интернализация научной деятельности (конференции и т. д.).
- Расширение публикационной географии.
- Международное признание российских дипломов (Болонский процесс).
- Географическое положение и климатические условия.
- Бюрократия (визы и т. д.).
- Ограниченные возможности прохождения практики в российских компаниях.
- Консерватизм, как часть менталитета.
- Языковая проблема.