К вопросу об обособлении препозитивного причастного оборота
Вероника Борисовна Портнова
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
195
2016-03-19
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад освещает некоторые результаты, полученные в рамках
исследования текстовых функций атрибутивных оборотов, и посвящен одной
из конструкций, представляющих данное синтаксическое явление, — обороту
со страдательным причастием в абсолютном начале предложения. В докладе
поднимается вопрос о том, каким образом реализация говорящим его
стратегии в построении связного текста влияет на интонационное
оформление высказывания, выраженное на письме пунктуационно —
обособлением или необособлением препозитивного причастного оборота.
Тезисы
Целью данного доклада является анализ обособления препозитивного
причастного оборота с точки зрения коммуникативно-функциональной
грамматики с выходом за рамки осложнённого предложения. Анализ
показывает, что на обособление оборота (помимо формально-грамматических
факторов) влияют его связь с предшествующим контекстом и выполняемая им
функция в обеспечении связности текста. Теоретическую базу
исследования составляют интонационный подход к пониманию природы
обособления препозитивных причастных оборотов, предложенный А. М.
Пешковским; теория актуального членения, введённая в научный обиход В.
Матезиусом; теория референции имени, разработанная такими авторами, как
Н. Д. Арутюнова, Е. В. Падучева, Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев; а также идеи
авторской стратегии, коммуникативной задачи говорящего,
текстоцентризма, разрабатываемые в рамках концепции
коммуникативно-функциональной грамматики. Материалом
исследования послужил массив примеров (выборка из НКРЯ) одной тематики,
схожих по жанру и коммуникативной задаче говорящего. Все контексты
содержат одну и ту же синтаксическую конструкцию — препозитивный
причастный оборот со страдательным причастием в абсолютном начале
предложения. Определяемым словом является имя класса. Тексты, из которых
взяты примеры, относятся к первой трети XIX в. Для сравнительного
анализа используется также выборка примеров из текстов XXI в. (заголовки
газетных статей), схожих по смысловому наполнению и содержащих ту же
синтаксическую конструкцию. Подтвердившаяся гипотеза исследования
состоит в том, что интонационное оформление высказывания, а
следовательно и пунктуационное оформление предложения, зависит не от
формально-грамматических связей внутри предложения, а напрямую связано с
реализацией стратегии говорящего в осуществлении им последовательного
ввода информации в текст.
Литература
1. Валгина, Н. С. Актуальные проблемы современной русской пунктуации: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк., 2004 — 259 с.
2. Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка / Под общей редакцией д.ф.н. Г. А. Золотовой. — М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, МГУ им. М. В. Ломоносова, филологический ф-т, 1998. — 544 с.
3. Ковтунова И. И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения. — М., 1976.
4. Кондрашов Н. А. (сост. ред.) Пражский лингвистический кружок. Сборник статей. — М.: Прогресс, 1967. — 558 с.
5. Лукин В. А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа: Учеб. для филол. спец. вузов. — М.: Ось-89, 1999. — 192 с.
Литература
1. Валгина, Н. С. Актуальные проблемы современной русской пунктуации: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк., 2004 — 259 с.
2. Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка / Под общей редакцией д.ф.н. Г. А. Золотовой. — М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, МГУ им. М. В. Ломоносова, филологический ф-т, 1998. — 544 с.
3. Ковтунова И. И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения. — М., 1976.
4. Кондрашов Н. А. (сост. ред.) Пражский лингвистический кружок. Сборник статей. — М.: Прогресс, 1967. — 558 с.
5. Лукин В. А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа: Учеб. для филол. спец. вузов. — М.: Ось-89, 1999. — 192 с.