«Река времен в своем стремленьи...» Г. Р. Державина в контексте темы бессмертия поэта
Марина Валерьевна Пономарева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
124
2016-03-16
10:30 -
11:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен анализу мотивов и образных связей
произведений Г. Р. Державина «Река времен в своем стремленьи...» (1816) и
«Памятник» (1795): смерти/бессмертия поэта, реки, славы, памяти.
Тезисы
Тема поэзии и бессмертия поэта — одна
из важнейших тем державинского творчества. Ее решение зависит от художественной
установки жанра, выбранного Г. Р. Державиным: в анакреонтике декларируется ценность
частной жизни поэта, противопоставленной государству; в горацианских одах бессмертие
поэта напрямую связано с представлениями о вечности империи. Именно так,
традиционным для риторической культуры образом, решается тема бессмертия поэта
в «Памятнике» Державина: поэт, прославляющий государство, «совечен» ему (Л. В.
Пумпянский).
Последнее стихотворение Державина «Река времен в своем стремленьи...», как правило, не рассматривается в контексте державинских произведений, посвященных теме поэзии и бессмертия поэта. Однако в этом стихотворении обнаруживается ряд мотивов и образов, общих с державинским «Памятником» (бессмертие/смерть поэта, река, слава, памятник/руина).
Сопоставление данных текстов делает возможным вывод о том, что а) Державин сохраняет представление о связи творчества с империей, б) «совечность» поэзии государству оборачивается их общей гибелью. Трагичность, эсхатологичность последнего стихотворения Державина, его одновременная принадлежность риторической культуре и эпохе «неготового слова» становятся поводом для обращения к нему поэтов XX–XXI вв.
Последнее стихотворение Державина «Река времен в своем стремленьи...», как правило, не рассматривается в контексте державинских произведений, посвященных теме поэзии и бессмертия поэта. Однако в этом стихотворении обнаруживается ряд мотивов и образов, общих с державинским «Памятником» (бессмертие/смерть поэта, река, слава, памятник/руина).
Сопоставление данных текстов делает возможным вывод о том, что а) Державин сохраняет представление о связи творчества с империей, б) «совечность» поэзии государству оборачивается их общей гибелью. Трагичность, эсхатологичность последнего стихотворения Державина, его одновременная принадлежность риторической культуре и эпохе «неготового слова» становятся поводом для обращения к нему поэтов XX–XXI вв.