М. Робинсон: от «женского» романа к «мужской» поэзии
Наринэ Мартиросовна Шахназарян
Докладчик
доцент
Белорусский государственный университет
Белорусский государственный университет
190
2016-03-15
16:30 -
16:45
Ключевые слова, аннотация
Творчество
М. Робинсон в контексте литературной полемики 1880–1890-х гг. выявляет характерные особенности социальных,
эстетических и стилевых проблем в английской литературе эпохи романтизма. Созданные
в начале писательской карьеры популярные «готические» романы она относила к
«женской» литературе, и только финальное произведение — цикл из 44
сонетов — стал, по собственному
признанию автора, той вершиной в искусстве слова, которая позволила ей стать в
один ряд с выдающимися поэтами-мужчинами
(С. Т. Колридж, Р. Саути).
Тезисы
Творческий путь Мэри Робинсон (1758–1800)
включает театральный и литературный периоды. Будучи актрисой
шекспировского репертуара, она покидает сцену и всецело посвящает себя
литературе с 1788 г. На протяжении 12 лет активной работы (восемь «готических»
романов, шесть сборников стихотворений, две пьесы) писательница упорно совершенствовала
профессиональное мастерство, но высшей целью поставила преодоление рамок
«женской» литературы» и достижение качества истинного поэта, с которым
ассоциировались творцы-мужчины. Робинсон состояла в активной переписке по
вопросам современной поэзии с С. Т. Колриджем, который отзывался о ней так: «Она была женщиной, наделенной несомненным
гением» (1800).
Вершиной творческих усилий Робинсон стал сонетный цикл «Сапфо и Фаон» (1796). В предисловии к сборнику из 44 сонетов писательница объясняет свой выбор «правильного» (legitimate) сонета, образец которого дают Петрарка и Мильтон, и неприятие «надуманного» (sophisticated) сонета «романтического писаки» (romantic scribbler). Робинсон, ранее использовавшая псевдонимы (Лаура, Табита Брэмбл), подписывает своим именем данный цикл, в который она вложила всю силу оригинального искусства драматической поэзии и лирической исповеди.
Художественный язык Робинсон объединяет стилевые приемы, характерные как для античной, ренессансной, классицистической, так и романтической поэзии. У Робинсон в истории английской сонетной лирике была только одна предшественница, о которой она могла не знать. В эпоху Возрождения аналогичный переход от романа к сонетному циклу осуществила Мэри Рот, чья творческая манера формировалась под влиянием Филиппа Сидни и Мэри Сидни (Пембрук): незаконченный роман писательницы «Графиня Монтгомери Урания» («The Countess of Montgomery’s Urania») был создан по образцу «Аркадии» Сидни. В качестве приложения к роману Рот предлагала первый созданный в Англии женщиной цикл сонетов — «Памфилия Амфилантусу» («Pamphilia to Amphilanthus», 1621). Он состоит из 103 сонетов и песен по образцу «Астрофила и Стеллы» Сидни, но героиня играет главную роль, и тема жертвенной любви выходит на первый план: Памфилия верна и страдает от непостоянства Амфилантуса («In this strange Labyrinth how shall I turne?»).
Возможно, «неравенство» мужчин и женщин в истории литературы связано не столько с социальным и гендерным аспектами, сколько с представлением о том, что женское творчество в большей степени принадлежит к области массовой, а не классической литературы. Именно поэтому Робинсон — как автор «бестселлеров» (роман «Ванценза» был распродан за неделю) — называла роман «женским», а поэзию, к вершинам которой сумела взойти, — «мужской».
Вершиной творческих усилий Робинсон стал сонетный цикл «Сапфо и Фаон» (1796). В предисловии к сборнику из 44 сонетов писательница объясняет свой выбор «правильного» (legitimate) сонета, образец которого дают Петрарка и Мильтон, и неприятие «надуманного» (sophisticated) сонета «романтического писаки» (romantic scribbler). Робинсон, ранее использовавшая псевдонимы (Лаура, Табита Брэмбл), подписывает своим именем данный цикл, в который она вложила всю силу оригинального искусства драматической поэзии и лирической исповеди.
Художественный язык Робинсон объединяет стилевые приемы, характерные как для античной, ренессансной, классицистической, так и романтической поэзии. У Робинсон в истории английской сонетной лирике была только одна предшественница, о которой она могла не знать. В эпоху Возрождения аналогичный переход от романа к сонетному циклу осуществила Мэри Рот, чья творческая манера формировалась под влиянием Филиппа Сидни и Мэри Сидни (Пембрук): незаконченный роман писательницы «Графиня Монтгомери Урания» («The Countess of Montgomery’s Urania») был создан по образцу «Аркадии» Сидни. В качестве приложения к роману Рот предлагала первый созданный в Англии женщиной цикл сонетов — «Памфилия Амфилантусу» («Pamphilia to Amphilanthus», 1621). Он состоит из 103 сонетов и песен по образцу «Астрофила и Стеллы» Сидни, но героиня играет главную роль, и тема жертвенной любви выходит на первый план: Памфилия верна и страдает от непостоянства Амфилантуса («In this strange Labyrinth how shall I turne?»).
Возможно, «неравенство» мужчин и женщин в истории литературы связано не столько с социальным и гендерным аспектами, сколько с представлением о том, что женское творчество в большей степени принадлежит к области массовой, а не классической литературы. Именно поэтому Робинсон — как автор «бестселлеров» (роман «Ванценза» был распродан за неделю) — называла роман «женским», а поэзию, к вершинам которой сумела взойти, — «мужской».