«Нам с тобой не нужно счастья никогда!..»: как московский рок-поэт Борис Усов перепутал два русских авангарда
Екатерина Сергеевна Шерстнева
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
164
2016-03-17
15:10 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе будет рассмотрено песенное творчество московского рок-поэта
Бориса Белокурова (Усова) в его отношении к авангардистским поэтическим практикам 1910-х и
1920-х гг.
Тезисы
Сегодня утвердилось представление о том, что корни рок-искусства
1990-х гг. следует искать в искусстве русского авангарда [А. Н. Черняков, Т. В.
Цвигун, Е. Е. Машнина, Е. Р. Авилова, В. А. Михайлова и др.]. В то же время в
академической среде широкое признание получила детерминистская концепция
истории русского авангарда, обоснованная Д. Сарабьяновым в статье «К
своеобразию живописи русского авангарда начала ХХ в. Тезисы» (1989) и
разделяющая ранний (1910-х гг., далее — А-I) и поздний (1920-х гг., далее — А-II) авангарды как две самостоятельные
художественные парадигмы. Так, Н. Гурьянова в статье «Авангард и идеология»
(2009) показывает, что в каждой из этих парадигм задействована особая коммуникативная
модель: А-I рассчитывает на активную и непредсказуемую реакцию аудитории
и использует приемы затруднения коммуникации, тогда как А-II идет по пути максимального
упрощения языка, тяготеет к лозунговой простоте и действенности, видя в
воспринимающем «материал» искусства.
Поэт Б. Усов — центральная фигура так называемого «московского формейшена» (иначе — «московского экзистенциального андеграунда»), объединения поэтов и
музыкантов, вдохновленных опытом сибирского экзистенциального панка и решивших создать
в 1990-е гг. в Москве сходное художественное сообщество.
На наш взгляд, отказ Б. Усова и поэтов его круга от установок А-I спровоцирован
их желанием уйти от влияния старших предшественников. Этот отказ проявляется в
смене модели коммуникации и ее адресата (уход от элитарности, «мы
играем для простых людей, рабочих и заключенных», а не «мы играем для себя»); изменении самого лирического субъекта (лирическое «мы» вместо
лирического «я»);
отказе от авторефлексивного письма, эстетических экспериментов, стихов
с прихотливой ритмикой, приоритета звучания над смыслом, зауми (Б. Усов сознательно
идет по пути приближения поэтического языка к бытовому); использовании поэтики лозунга и прямого призыва; обилии лексики («пролетариат», «буржуазия», «мещанство», «революционные декреты», «классовая борьба» и пр.) и образов (город-организм, скованный цепями
мир, механистическое будущее), прямо отсылающих к художественной практике
А-II.
В то же время, вопреки осознанной установке, художественное
высказывание Б. Усова в итоге функционируют по модели А-I. По нашей гипотезе, это вызвано тем,
что
усовский кружок перенимает бытовые
и сценические модели поведения представителей тюменской рок-сцены (замкнутость,
особая внутрикружковая мифология и язык), и поэтические тексты часто
оказываются переполнены «темными» местами, воспринимаемыми внешним слушателем
как заумь, но в то же время для членов формейшена не являющиеся таковой; сибирский панк все же остается для многих членов
формейшена эстетическим ориентиром, сходство с которым является зароком
высокого качества текста.