О поэзии в ранней отечественной кинематографии (по материалам Российского государственного архива кинофотодокументов)
Мария Владимировна Жукова
Докладчик
научный сотрудник
Университет г. Констанц, Германия
Университет г. Констанц, Германия
129
2016-03-15
14:30 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
На связь кино и поэзии в их структурном аспекте уже не раз обращалось внимание в исследованиях по теории кино (В. Шкловский, Ю. Тынянов). Художественные киноленты советской эпохи пестрят цитатами из произведений русских классиков и современных эпохе лириков. О проблемах поэзии в документалистике снято несколько новых фильмов. Но как все начиналось? В каких случаях кинематограф дает слово поэту, как трансформируется при этом пространство фильма — об этом — настоящий доклад, посвященный рассмотрению самых ранних обращений отечественного кинематографа к фигуре стихотворца.
Тезисы
1. Осмысление
киноязыка через словесные категории предпринимается уже в 1920–1930-е гг. Я.
Мукаржовский, например, уподобляет кинопространство предложению, выступающему в
языке как семантическое единство («К вопросу об эстетике кино», 1933). В.
Шкловский в статье «Поэзия и проза в кинематографе» (1927) рассуждает о двух
видах кино — прозаическом, который основывается на фабульности повествования, и
поэтическом, в котором превалирует формальная составляющая и «целый ряд
случайных смысловых разрешений заменен чисто формальным геометрическим
разрешением». В свою очередь Ю. Тынянов ассоциирует смену кинокадров со сменой
строк в стихотворении («Об основах кино», 1927). Однако изучению поэзии и поэта
как темы киноискусства в науке уделялось значительно меньшее внимания.
2. Всплеск интереса к поэтическому слову и образу поэта в отечественном кино связан с эпохой оттепели, когда лирика становится публичным достоянием: поэты читают свои стихи у памятника Маяковского, на сцене Политехнического музея, после выступления в Лужниках появляется понятие «стадионной поэзии». Вероятно, поэт в кино не является исключительно приметой времени, отмеченного небывалым поэтическим бумом, но приобретает более важную функцию, связанную с противопоставлением живого поэтического слова «вторичной оральности» (В. Онг) радио и, прежде всего, телевидения, массовое распространение которого в Советском Союзе приходится также на 1960-е гг.
3. В связи с этим особый интерес приобретают наиболее ранние контакты кино и поэзии, запечатленные в художественных фильмах, но, прежде всего, в дореволюционных кинохрониках и советских киножурналах. Как позиционируется образ поэта, о каких поэтах рассказывается, какую роль играет поэт в наиболее ранних кинодокументах?
2. Всплеск интереса к поэтическому слову и образу поэта в отечественном кино связан с эпохой оттепели, когда лирика становится публичным достоянием: поэты читают свои стихи у памятника Маяковского, на сцене Политехнического музея, после выступления в Лужниках появляется понятие «стадионной поэзии». Вероятно, поэт в кино не является исключительно приметой времени, отмеченного небывалым поэтическим бумом, но приобретает более важную функцию, связанную с противопоставлением живого поэтического слова «вторичной оральности» (В. Онг) радио и, прежде всего, телевидения, массовое распространение которого в Советском Союзе приходится также на 1960-е гг.
3. В связи с этим особый интерес приобретают наиболее ранние контакты кино и поэзии, запечатленные в художественных фильмах, но, прежде всего, в дореволюционных кинохрониках и советских киножурналах. Как позиционируется образ поэта, о каких поэтах рассказывается, какую роль играет поэт в наиболее ранних кинодокументах?