Когнитивно-волюнтивные типы текста: содержательно-интенциональное наполнение и языковое воплощение
Дарья Владимировна Колесова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Наталья Васильевна Шкурина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ирина Михайловна Вознесенская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ольга Витальевна Хорохордина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
191
2016-03-16
16:30 -
16:45
Ключевые слова, аннотация
Среди речевых произведений, отражающих
ментальную сферу человека, выделены три основных типа текста — объяснительный, аргументативный, инструктивный.
Каждый из типов текста рассмотрен как особая единица
суперсинтаксического уровня языка, обладающая типовой
содержательно-интенциональной основой и типовым способом изложения.
Для каждого из типов текста — объяснения,
аргументации, инструкции — выявлены формально-семантические
(вербальные, поликодовые и иконические) и структурно-смысловые виды.
Тезисы
В результате исследования речевых
произведений, отражающих ментальную сферу человека, выделены три основных типа
текста — объяснительный, аргументативный, инструктивный.
Каждый из типов текста рассмотрен как особая единица
суперсинтаксического уровня языка, обладающая типовой
содержательно-интенциональной основой и типовым способом изложения.
Главная коммуникативная задача текста — объяснения — ликвидация информационного
неравенства между участниками речевого общения. В содержании и
структуре текста-объяснения выделяется объект объяснения и представление
его признаков, что допускает такие единицы композиции, как:
- квалификация объекта через конструкции дефиниции;
- представление качеств объекта при рематическом компоненте со значением признаков и свойств;
- демонстрация а) процесса и б) функций объекта (обе составляющих выражаются преимущественно в глагольном рематическом компоненте);
- демонстрация отношений объекта с миром (причинно-следственные конструкции).
- прескриптивной тональностью;
- типовой интенцией — научить, как действовать в определенной ситуации;
- типовым содержанием, где взаимодействуют два фрейма — статический (совокупность действий, их агенсов, предметов, инструментов, адресатов и др.) и динамический (последовательность операций-действий, которые адресату предписывается исполнить для достижения результата).