В поисках покоя: судьба и творчество C. Тик
Татьяна Алексеевна Зотова
Докладчик
преподаватель
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
190
2016-03-14
16:15 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен жизни и творчеству С. Тик, а также роли, которую она сыграла в формировании раннего немецкого романтизма. Софи Тик, сестра Людвига и Фридриха Тиков, представляет собой парадоксальную фигуру в истории эпохи. Будучи самобытным автором, чьему перу принадлежит широкий ряд произведений практически во всех романтических жанрах, она всегда оставалась в тени своих знаменитых братьев, коллег и соавторов.
Тезисы
Образ С. Тик парадоксальным образом остается «слепым пятном» в истории немецкого романтизма. В течение более чем полутора веков ее имя упоминается преимущественно в культурно-историческом контексте описаний эпохи, в связи с другими романтическими авторами — прежде всего, с ее старшим братом, Людвигом Тиком, а также ее соавторами: Ф. Бернгарди и Ф. де ла Мотт Фуке. Даже в исследовательской литературе вклад С. Тик в развитие литературы романтизмы часто остается неучтенным.
При этом, однако, творчество С. Тик нельзя назвать вторичным, эпигонским. Ее перу принадлежит множество стихотворений (значительная часть которых доступна только в корпусе ее писем к братьям и друзьям), драматических произведений, несколько романов, а также обработка средневекового эпоса «Флор и Бланшфлёр» — не будет преувеличением сказать, что писательница оставила след практически во всех романтических жанрах. Известно, что она играла значимую роль в Йенском и — позднее — Берлинском романтическом кружках, однако более точно степень ее влияния пока ещё предстоит установить.
Одновременно с этим жизненный сценарий С. Тик сильно не совпадает со сценариями, воплощенными более известными женщинами романтизма: Каролиной Шеллинг, Беттиной фон Арним, Доротеей Шлегель и другими. Следуя скорее за старшим братом, чем за другими женщинами, которым оказалось легче найти свое место в новой парадигме, предусматривавшей — хотя бы в идеальной форме — равенство полов, С. Тик остается одной из самых загадочных фигур немецкого романтизма.
При этом, однако, творчество С. Тик нельзя назвать вторичным, эпигонским. Ее перу принадлежит множество стихотворений (значительная часть которых доступна только в корпусе ее писем к братьям и друзьям), драматических произведений, несколько романов, а также обработка средневекового эпоса «Флор и Бланшфлёр» — не будет преувеличением сказать, что писательница оставила след практически во всех романтических жанрах. Известно, что она играла значимую роль в Йенском и — позднее — Берлинском романтическом кружках, однако более точно степень ее влияния пока ещё предстоит установить.
Одновременно с этим жизненный сценарий С. Тик сильно не совпадает со сценариями, воплощенными более известными женщинами романтизма: Каролиной Шеллинг, Беттиной фон Арним, Доротеей Шлегель и другими. Следуя скорее за старшим братом, чем за другими женщинами, которым оказалось легче найти свое место в новой парадигме, предусматривавшей — хотя бы в идеальной форме — равенство полов, С. Тик остается одной из самых загадочных фигур немецкого романтизма.