Ипостаси женского в драматургии Ф. Миттерера
Татьяна Анатольевна Федяева
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
190
2016-03-14
17:35 -
17:50
Ключевые слова, аннотация
Основу творчества известного австрийского драматурга Ф. Миттерера (род. в 1948) при всем многообразии сюжетов образуют несколько тематически-мотивных комплексов, одним из которых является размышление писателя об ипостасях женского начала в разных аспектах его существования: мифологическом, философском, религиозном, социальном, — и о его трансформациях в современном обществе.
Тезисы
С самого начала
творческого пути Ф. Миттерера (конце 1970-х гг.) женские образы занимали в его драматургии одно из
центральных мест. Первые пьесы писателя («Стигма», 1981; «Дикарка», 1986) задают религиозно-мифологический вектор в разработке женской темы. В них
центральные героини предстают и как святые, и как ведьмы, причем эти два
качества трактуются как две необязательно противоположные стороны сущности
женской природы. Исходной для понимания образов центральных героинь пьес
Миттерера является мысль о большей, чем у мужчин, способности женщин воспринимать
божественную чистоту и красоту, данную нам в реалиях этого мира. Близость
божественному чревата для главных героинь гонениями и жертвами («Стигма»; «Жанна или изобретение нации», 2002).
Основные критерии для оценки образов героинь дает тема насилия и смерти — неизменная составная часть драматургии Миттерера. Неуважение к женщине («Женщина в автомобиле», 1998), насилие над женщиной («Дикарка»), отсутствие женского начала («Авраам», 1993) влечет за собой гибель главных героев — мужчин, как бы запрограммированную в главном коде жизни.
Объяснение негативным явлениям современного общества Миттерер видит не в феминистских трактовках, жестко и агрессивно противопоставляющих мужское и женское при неизменном превосходстве женского, а в давнем и принципиальном религиозном конфликте этих ипостасей, который был заложен в католической традиции. Чтобы разрушить господство мужского начала в мире, драматург в пьесе «Крах в доме Господнем» (1994) предлагает ввести в состав божественной Троицы четвертого персонажа — женщину, Богоматерь.
Основные критерии для оценки образов героинь дает тема насилия и смерти — неизменная составная часть драматургии Миттерера. Неуважение к женщине («Женщина в автомобиле», 1998), насилие над женщиной («Дикарка»), отсутствие женского начала («Авраам», 1993) влечет за собой гибель главных героев — мужчин, как бы запрограммированную в главном коде жизни.
Объяснение негативным явлениям современного общества Миттерер видит не в феминистских трактовках, жестко и агрессивно противопоставляющих мужское и женское при неизменном превосходстве женского, а в давнем и принципиальном религиозном конфликте этих ипостасей, который был заложен в католической традиции. Чтобы разрушить господство мужского начала в мире, драматург в пьесе «Крах в доме Господнем» (1994) предлагает ввести в состав божественной Троицы четвертого персонажа — женщину, Богоматерь.