Обряды «встречи весны» в Алексеевском районе Волгоградской области
Варвара Евгеньевна Добровольская
Докладчик
доцент
Институт славянской культуры Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина
Институт славянской культуры Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина
213
2016-03-15
16:30 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
«Встреча
весны» это ряд обрядовых действий, приуроченных к четырем весенним праздникам: день
святой Евдокии, день Сорока мучеников, день Алексея, человека божьего и Благовещенья. Они
распространены на территории станиц Алексеевская и Усть-Бузулукская, хуторов
Яменский и Стеженский. Для этих дней были характерны общие обрядовые действия,
маркирующие начало весеннего календарного цикла, и самостостоятельный комплекс
примет и обрядовых действий, характерных только для той или иной даты. Обряды «встречи весны» характерны для данной традиции и в настоящее время.
Тезисы
В
станицах Алексеевской и Усть-Бузулукской, хуторах Яменский и Стеженский
Алексеевского района Волгоградской области на протяжении нескольких недель
марта совершались обряды закликания
или встречи весны. Необходимо отметить,
что обряды, связанные с закликанием
весны совершались не одномоментно, а были растянутыми во времени. Днями,
маркирующими начало весны, в народном календаре данных территорий был дни
святой Евдокии, Сорока мучеников и Алексея, человека божьего и Благовещенье.
Каждая
из четырех рассматриваемых дат в сознании носителей традиции ассоциируется с
началом весны, более того, в данном регионе они осознаются как единый период,
называемый вешние праздники. Считается,
что именно эти дни являются началом нового сезона. Они выстраиваются в некий
ряд, который характеризует постепенное потепление и того, что местные жители
называют «становление весны».
В
тоже время каждый из праздников обеспечен самостоятельным комплексом примет и
обрядовых действий, связанных со встречей весны. Кликать весну начинали с дня
святой Евдокии, а датой окончания этих обрядовых действий считалось
Благовещенье, после которого кликать весну строго запрещалось.
Наши
исполнители употребляют несколько терминов, связанных с обозначением ритуальных
действий этого периода: «весну кликать»,
«весну закликать», «весну встречать», «встреча весны» и производные от них. Надо отметить, что закликание
весны на данной территории может представлять собой самостоятельное действие,
когда участники обрядового действия исполняют особые песни-заклички. В тоже
время может происходить соединение собственно закликания с другим обрядом —
киданием жаворонков. Надо отметить, что и в том, и в другом случае участниками
обрядовых действий были дети. Детские игры с жаворонками привели к сближению обрядовых действий с
орнитоморфным печеньем и ритуальных действий, связанных с закликанием весны,
которые изначально не были принадлежностью детского репертуара. Весну кликали девушки
и женщины, а действия с жаворонками совершали дети. Иногда эти действия были
разнесены и во времени. Обрядовые действия в дни святой
Евдокии, Сорока Севастийских мучеников и святого Алексея являются важными
временными вехами в ритуалах, связанных с встречей и закликанием весны. Они
маркировали таянье снегов, прилет птиц, активизацию животных, начало нового
цикла сельскохозяйственных работ. В настоящее время большинство исполнителей
помнят все эти календарные даты, однако обрядовые действия, связанные с ними,
сохранились лишь в памяти наиболее пожилых исполнителей. Большей актуальностью
и сохранностью обрядовых элементов отличается день Сорока Севастийских
мучеников. Это закономерно, поскольку с ним связано устойчивое ритуальное
действие (выпекание обрядового печенья — жаворонков).