XLV Международная филологическая научная конференция

Обряды «встречи весны» в Алексеевском районе Волгоградской области

Варвара Евгеньевна Добровольская
Докладчик
доцент
Институт славянской культуры Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина

213
2016-03-15
16:30 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

«Встреча весны» это ряд обрядовых действий, приуроченных к четырем весенним праздникам: день святой Евдокии, день Сорока мучеников, день Алексея, человека божьего и Благовещенья. Они распространены на территории станиц Алексеевская и Усть-Бузулукская, хуторов Яменский и Стеженский. Для этих дней были характерны общие обрядовые действия, маркирующие начало весеннего календарного цикла, и самостостоятельный комплекс примет и обрядовых действий, характерных только для той или иной даты. Обряды «встречи весны» характерны для данной традиции и в настоящее время.

Тезисы

В станицах Алексеевской и Усть-Бузулукской, хуторах Яменский и Стеженский Алексеевского района Волгоградской области на протяжении нескольких недель марта совершались обряды закликания или встречи весны. Необходимо отметить, что обряды, связанные с закликанием весны совершались не одномоментно, а были растянутыми во времени. Днями, маркирующими начало весны, в народном календаре данных территорий был дни святой Евдокии, Сорока мучеников и Алексея, человека божьего и Благовещенье. Каждая из четырех рассматриваемых дат в сознании носителей традиции ассоциируется с началом весны, более того, в данном регионе они осознаются как единый период, называемый вешние праздники. Считается, что именно эти дни являются началом нового сезона. Они выстраиваются в некий ряд, который характеризует постепенное потепление и того, что местные жители называют «становление весны». В тоже время каждый из праздников обеспечен самостоятельным комплексом примет и обрядовых действий, связанных со встречей весны. Кликать весну начинали с дня святой Евдокии, а датой окончания этих обрядовых действий считалось Благовещенье, после которого кликать весну строго запрещалось. Наши исполнители употребляют несколько терминов, связанных с обозначением ритуальных действий этого периода: «весну кликать», «весну закликать», «весну встречать», «встреча весны» и производные от них. Надо отметить, что закликание весны на данной территории может представлять собой самостоятельное действие, когда участники обрядового действия исполняют особые песни-заклички. В тоже время может происходить соединение собственно закликания с другим обрядом — киданием жаворонков. Надо отметить, что и в том, и в другом случае участниками обрядовых действий были дети. Детские игры с жаворонками привели к сближению обрядовых действий с орнитоморфным печеньем и ритуальных действий, связанных с закликанием весны, которые изначально не были принадлежностью детского репертуара. Весну кликали девушки и женщины, а действия с жаворонками совершали дети. Иногда эти действия были разнесены и во времени. Обрядовые действия в дни святой Евдокии, Сорока Севастийских мучеников и святого Алексея являются важными временными вехами в ритуалах, связанных с встречей и закликанием весны. Они маркировали таянье снегов, прилет птиц, активизацию животных, начало нового цикла сельскохозяйственных работ. В настоящее время большинство исполнителей помнят все эти календарные даты, однако обрядовые действия, связанные с ними, сохранились лишь в памяти наиболее пожилых исполнителей. Большей актуальностью и сохранностью обрядовых элементов отличается день Сорока Севастийских мучеников. Это закономерно, поскольку с ним связано устойчивое ритуальное действие (выпекание обрядового печенья — жаворонков).