Возможности мультимедийных технологий в преподавании РКИ на начальном этапе.
Татьяна Алексеевна Наймушина
Докладчик
доцент
Астраханский государственный технический университет
Астраханский государственный технический университет
215-а
2016-03-18
17:50 -
18:05
Ключевые слова, аннотация
В статье говорится об актуальности использования мультимедийных технологий в процессе обучения РКИ. Мультимедийные образовательные технологии обладают многими дидактическими возможностями, предоставляя информацию в различных формах, что пробуждает интерес у учащегося и повышает его мотивацию. В статье описан мультимедийный тренажер, предназначенный в первую очередь для самостоятельной работы студента при освоении им русского алфавита, норм произношения звуков и написания букв, а также грамматики и речевого этикета на начальном этапе обучения.
Тезисы
Мультимедийные технологии в
последнее время активно внедряются в процесс обучения, в том числе РКИ для формирования у учащегося навыков и
умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Мультимедиа являются эффективной
образовательной технологией благодаря своим возможностям интерактивного взаимодействия в процессе
усвоения учебного материала, гибкости в представлении материала, интеграции
различных видов информации, возможности учитывать индивидуальные возможности
учащихся и способствовать тем самым повышению
мотивации учащегося.
Кроме того, разработка
мультимедийных учебных комплексов во многом может способствовать решению
проблемы обновления и актуализации учебного материала, а также своевременного
обеспечения учащихся необходимыми
учебными пособиями.
Предлагаемый мультимедийный
тренажер предназначен для самостоятельной работы учащихся при освоении таких
разделов курса русского языка на подготовительном факультете, как фонетика и
графика, грамматика, лексика. Материал представляется разнообразно, в виде
текста, анимаций, видеороликов, аудиофрагментов, таблиц и схем.
Пользовательский интерфейс прост в использовании, красочно оформлен и
содержит концептуальную, иллюстративную, справочную, тренажерную и контролирующую
части. Данный тренажер включает в себя тщательно структурируемый учебный
материал, предоставляемый учащемуся в виде последовательности интерактивных
кадров, содержащих не только текст, но и анимационные последовательности.
Последовательное, взаимосвязанное
изложение учебного материала от простого
к сложному, соотносящееся со структурой «Практического курса русского языка»
ЦМО МГУ, 1993 г позволяет учащемуся выбрать удобный темп работы,
соответствующий его психофизиологическим особенностям.
Специфику данного мультимедийного
тренажера определяют нелинейная организация учебного материала, многослойность
и интерактивность каждого кадра, а также возможность протоколирования
информации о выборе учащимся траектории обучения. Управляющие элементы
интерфейса должны быть удобными и заметными, вместе с тем они не должны
отвлекать от основного содержания, за исключением случаев, когда управляющие
элементы сами являются основным содержанием. Таким образом, к интерфейсу
создаваемого мультимедийного курса
предъявляются следующие требования:
- простота;
- гибкость;
- приятная цветовая гамма;
- отсутствие нагромождений;
- наличие визуальной иерархии;
- интуитивно понятная навигация;
- наличие элементов обратной связи.