Значение философского термина византизм в трудах К. Н. Леонтьева и В. С. Соловьева
Наталия Витальевна Козловская
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН
Институт лингвистических исследований РАН
Елена Владимировна Сергеева
Докладчик
профессор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
211
2016-03-16
11:40 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен специфике значения авторского термина
«Византизм» в философских произведениях К. Н. Леонтьева и В. С. Соловьева. Авторы
доклада рассматривают понимание выделенного термина названными философами.
Сформулированы дефиниции этого термина, отражающие понимание К. Н. Леонтьевым и
В. С. Соловьевым термина «Византизм».
Тезисы
С лингвистической точки зрения византизм
является авторским философским термином,
поскольку ассоциируется у носителей языка с именами и текстами произведений
К. Н. Леонтьева и В. С. Соловьева. К. Н. Леонтьев
в произведениях «Византизм и славянство», «Пиcьма о восточных делах» и
передовых статьях «Варшавского дневника» 1880 г. использует
два значения слова византизм. Первое — «старый византизм», т. е. «кесаризм
византийский» имеет значение
«совокупность особенностей в церковно-государственной жизни Византии», «тип
государственного устройства»; это культурологический и исторический термин. «Старый
византизм» — это государство «диктаториального происхождения», имеющий
«муниципальный избирательный характер» и опирающийся на две силы: «новую
религию» и «древнее государственное право». Второе
значение — главное для этого мыслителя — «совокупность охранительных идей,
реализуемых в государстве, в религии, в нравственном мире». В. С. Соловьев в работах «Византизм и Россия», «Памяти
К. Н. Леонтьева» и «Великий спор и христианская политика» определяет византизм
несколько иначе. Происходит перегруппировка семного состава ядра,
содержательные компоненты значения
частично сохраняются, прагматическая коннотация меняется. Если у Леонтьева византизм — «общая
идея» и «средство охранения», то у Вл. Соловьева — «идеал сложной
принудительной организации общества». Сохраняется одно из главных
леонтьевских противопоставлений, однако с иной аксиологической оценкой. К. Н. Леонтьев
положительно оценивает византизм, не включающий свободу, в то время как
В. С. Соловьев воспринимает его отрицательно, и в его интерпретации термина присутствует
семантический компонент насилие. В. С. Соловьев дает определения церковного,
нравственного и государственного византизма и характеризует его:
- как церковно-государственный строй, для которого характерно императорское управление церковью;
- как искажение и омертвление христианства, связанное с абсолютизацией прошлого, и выдвижением незначимых элементов религиозного учения как важных;
- как феномен, вызвавший обособление церквей и русский раскол;
- как причину уничтожения независимости церкви и сращения ее с государственным аппаратом;
- как отклонение от истинного христианства.