XLV Международная филологическая научная конференция

Значение философского термина византизм в трудах К. Н. Леонтьева и В. С. Соловьева

Наталия Витальевна Козловская
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН
Елена Владимировна Сергеева
Докладчик
профессор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

211
2016-03-16
11:40 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен специфике значения авторского термина «Византизм» в философских произведениях К. Н. Леонтьева и В. С. Соловьева. Авторы доклада рассматривают понимание выделенного термина названными философами. Сформулированы дефиниции этого термина, отражающие понимание К. Н. Леонтьевым и В. С. Соловьевым термина «Византизм».

Тезисы

С лингвистической точки зрения византизм является авторским философским термином, поскольку ассоциируется у носителей языка с именами и текстами произведений К. Н. Леонтьева и В. С. Соловьева. К. Н. Леонтьев в произведениях «Византизм и славянство», «Пиcьма о восточных делах» и передовых статьях «Варшавского дневника» 1880 г. использует два значения слова византизм. Первое — «старый византизм», т. е. «кесаризм византийский»  имеет значение «совокупность особенностей в церковно-государственной жизни Византии», «тип государственного устройства»; это культурологический и исторический термин. «Старый византизм» — это государство «диктаториального происхождения», имеющий «муниципальный избирательный характер» и опирающийся на две силы: «новую религию» и «древнее государственное право». Второе значение — главное для этого мыслителя — «совокупность охранительных идей, реализуемых в государстве, в религии, в нравственном мире». В. С. Соловьев в работах «Византизм и Россия», «Памяти К. Н. Леонтьева» и «Великий спор и христианская политика» определяет византизм несколько иначе. Происходит перегруппировка семного состава ядра, содержательные компоненты значения  частично сохраняются, прагматическая коннотация меняется. Если у Леонтьева византизм«общая идея» и «средство охранения», то у Вл. Соловьева — «идеал сложной принудительной организации общества». Сохраняется одно из главных леонтьевских противопоставлений, однако с иной аксиологической оценкой. К. Н. Леонтьев положительно оценивает византизм, не включающий свободу, в то время как В. С. Соловьев воспринимает его отрицательно, и в его интерпретации термина присутствует семантический компонент насилие. В. С. Соловьев дает определения церковного, нравственного и государственного византизма и характеризует его:
  • как церковно-государственный строй, для которого характерно императорское управление церковью;
  • как искажение и омертвление христианства, связанное с абсолютизацией прошлого, и выдвижением незначимых элементов религиозного учения как важных;
  • как феномен, вызвавший обособление церквей и русский раскол;
  • как причину уничтожения независимости церкви и сращения ее с государственным аппаратом;
  • как отклонение от истинного христианства.