45th International Philological Research Conference

Ф. Э. Стил: исследователь, писательница, пропагандист Британской Индии

Ольга Григорьевна Сидорова
Докладчик
профессор
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина

190
2016-03-16
15:30 - 15:45

Ключевые слова, аннотация

Флора Энни Стил (Flora Annie Steel, 1847–1933) считалась «второй после Киплинга» писательницей Британской Индии. Автор многочисленных сборников сказок, рассказов, романов, нехудожественной прозы, она описывает мир колонии изнутри, хорошо зная языки, фольклор, историю страны. Разделяя «цивилизаторский» пафос империи, писательница тем не менее критически относится к ряду колониальных практик, демонстрируя в своих произведениях гибридность оценок. Творчество Стил заслуживает переоценки в контексте современной культурной парадигмы глобализации.

Тезисы

В конце XIX в. — начале XX в. проблематика Британского владычества в Индии активно входит в английскую литературу. «Второй после Киплинга» писательницей Британской Индии была признана Ф. Э. Стил (1847–1933), которая провела в Индии более 20 лет жизни. Приехав в колонию в возрасте 20 лет в качестве жены чиновника колониальной службы, она фактически отказалась от традиционной роли «мем-сахиб» (так почтительно обращались к замужней европейской женщине в Индии), выучила несколько местных языков, заинтересовалась фольклором и историей страны, стала организатором женского образования в Индии. Писательская карьера Стил началась еще во время ее пребывания в Индии, когда она опубликовала несколько сборников сказок для детей, в которых активно использовала мотивы индийского фольклора. Опубликованная в 1888 г. в соавторстве с Г. Гардинер «Книга по ведению домашнего хозяйства и приготовлению пищи в Индии» стала бестселлером на несколько десятилетий, а в 2010 г. была переиздана в серии «Oxford World’s Classics». Являясь ярким примером «колониального нехудожественного текста» (Э. Бемер), это произведение тем не менее неоднозначно с идеологической точки зрения, поскольку автор не идеализирует англичан в Индии, критикуя общепризнанные подходы.
После возвращения в Англию в 1889 г. Стил написала более 20 книг (романов и сборников рассказов), действие большинства которых происходит в Индии и которые были очень популярны у читателей. Роман «Водная гладь» (1896), относящийся к популярной в этот период разновидности «романов о Восстании» (восстание сипаев 1866–1856 гг.), описывает любовную историю представителей разных культур на широком историческом фоне. В отличие от большинства авторов Британской Индии, Стил критически оценивает ряд английских колониальных практик, а также демонстрирует гибридность (по терминологии Х. Бхабы) сознания и оценок. В ХХ в., после получения Индией независимости, творчество писательницы подверглось критике и даже осуждению, а впоследствие было фактически вычеркнуто из истории литературы. Полагаем, что произведения Стил заслуживают объективной оценки в контексте современной культурной парадигмы.