45th International Philological Research Conference

Эмоциональные концепты как отражение духовной жизни людей в древнерусской языковой картине мира

Елена Владимировна Шейко
Докладчик
доцент
Южный федеральный университет

195
2016-03-14
16:30 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Рассматриваются эмоциональные концепты, представленные в древнерусских памятниках письменности, определяются базовые эмоциональные концепты и вторичные и исходя из этого описывается духовная жизнь людей Древней Руси.

Тезисы

Эмоции человека и механизмы их лингвистического обеспечения всегда были предметом научных изысканий. Несомненно, что эмоции — это переживания, которые связаны с самосознанием человека. Сами эмоции тесно связаны друг с другом, и проблема их упорядочения и описания остается по-прежнему актуальной. В нашем исследовании мы придерживаемся широкого понимания и включаем в группу эмоций радость, горе, грусть, печаль, тоску, тревогу, любовь и т. д., т. е. понятия, выражающие как сами чувства, так и их проявления, внутренние и внешние, в виде различных эмоций и реакций на них. Эмоции могут также рассматриваться как явления, обладающие концептуальным содержанием и структурой. Под структурой эмоционального концепта понимается его понятийная, образная, культурная и оценочная составляющие. Эмоциональные концепты могут возникать и зарождаться в конкретной социально-исторической ситуации, в определенном социуме, на определенном этапе его развития. В связи с этим определенный интерес представляет общественно-исторический опыт человека, истоки зарождения и проявления тех или иных концептов. Условия жизни людей, их материальный и духовный мир определяют сознание и поведение, что находит отражение в языке, иными словами, в языковой картине мира. Нас же интересует реконструкция эмоциональных концептов в том виде, в каком они зафиксированы в древнерусских памятниках письменности. Базовыми составляющими эмоциональных концептов в древнерусском языке являются страх и боязнь. Это отрицательные эмоции, которые проявляются при получении информации о возможной угрозе жизненному благополучию человека, о реальной или воображаемой опасности. Страх древние славяне испытывали преимущественно перед Богом, боясь его гнева, немилости. Но не встречаются в текстах примеры, описывающие страх перед врагом. Народ мужественно противостоял вражескому натиску, хотя государство часто подвергалось нападениям. Гнев, обида, злоба — чувства, которые направленны на других людей и которые вызваны какими-либо стрессовыми ситуациями, нередко возникающими между людьми. В памятниках письменности они представлены большим количеством примеров. Веселие, радость — концепты, которые редко встречаются в текстах, что объясняется культурными и поведенческими стереотипами. Анализ древнерусских памятников письменности показал, что в них преобладают эмоциональные концепты, выражающие горе и печаль. Это объясняется тем, что в летописях повествуется о грозных и страшных событиях, обрушившихся на людей: о непогоде, неурожае, о голоде, болезнях, набегах кочевников, внутренних распрях, от которых терпел муки народ. Кроме того, воспитание человека осуществлялось на примере чужих страданий. Можно предположить, что в Древнерусском государстве нравственное воспитание осуществлялось через страдание и сострадание.