Эмоциональные концепты как отражение духовной жизни людей в древнерусской языковой картине мира
Елена Владимировна Шейко
Докладчик
доцент
Южный федеральный университет
Южный федеральный университет
195
2016-03-14
16:30 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Рассматриваются эмоциональные концепты, представленные в древнерусских памятниках письменности, определяются базовые эмоциональные концепты и вторичные и исходя из этого описывается духовная жизнь людей Древней Руси.
Тезисы
Эмоции человека и механизмы их
лингвистического обеспечения всегда были предметом научных изысканий. Несомненно,
что эмоции — это переживания,
которые связаны с самосознанием человека. Сами эмоции тесно связаны друг с
другом, и проблема их упорядочения и описания остается по-прежнему актуальной.
В нашем исследовании мы придерживаемся
широкого понимания и включаем в группу эмоций радость, горе, грусть, печаль, тоску,
тревогу, любовь и т. д., т. е. понятия, выражающие как сами чувства, так и их
проявления, внутренние и внешние, в виде различных эмоций и реакций на них.
Эмоции могут также рассматриваться как явления,
обладающие концептуальным содержанием и структурой. Под структурой эмоционального
концепта понимается его понятийная, образная, культурная и оценочная
составляющие.
Эмоциональные
концепты могут возникать и зарождаться в конкретной социально-исторической
ситуации, в определенном социуме, на определенном этапе его развития. В связи с этим определенный интерес представляет общественно-исторический
опыт человека, истоки зарождения и проявления тех или иных концептов. Условия
жизни людей, их материальный и духовный мир определяют сознание и поведение,
что находит отражение в языке, иными словами, в языковой картине мира. Нас же
интересует реконструкция эмоциональных концептов в том виде, в каком они
зафиксированы в древнерусских памятниках письменности.
Базовыми составляющими эмоциональных концептов в древнерусском языке
являются страх и боязнь. Это отрицательные эмоции, которые
проявляются при получении информации о возможной угрозе жизненному благополучию
человека, о реальной или воображаемой опасности. Страх древние славяне
испытывали преимущественно перед Богом, боясь его гнева, немилости. Но не встречаются в текстах примеры, описывающие страх перед врагом. Народ мужественно противостоял
вражескому натиску, хотя государство часто подвергалось нападениям. Гнев, обида, злоба — чувства, которые направленны на
других людей и которые вызваны какими-либо стрессовыми ситуациями, нередко
возникающими между людьми. В памятниках письменности они представлены большим
количеством примеров.
Веселие, радость — концепты, которые редко встречаются в текстах, что объясняется
культурными и поведенческими стереотипами.
Анализ древнерусских памятников
письменности показал, что
в них преобладают эмоциональные концепты, выражающие горе и печаль.
Это объясняется тем, что в летописях повествуется о грозных и страшных
событиях, обрушившихся на людей: о непогоде, неурожае, о голоде, болезнях,
набегах кочевников, внутренних распрях, от которых терпел муки народ. Кроме
того, воспитание человека осуществлялось на примере чужих страданий. Можно
предположить, что в Древнерусском государстве нравственное воспитание осуществлялось через страдание и сострадание.