Безымянный софист в «Киропедии» Ксенофонта
Сурен Арменович Тахтаджян
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
171
2016-03-16
15:30 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
В «Киропедии» наставником царевича Тиграна является «некий
софист» (3, 1, 14, 38–40). Царь обвинил его в пагубном влиянии на сына и
казнил. Однако подлинной причиной несправедливого приговора была ревность:
царевич почитал софиста больше, чем отца. Сходство судьбы наставника
царевича и Сократа было давно отмечено. Ряд ученых ставил знак равенства между софистом и Сократом. Однако последовало возражение: взгляды софиста отличаются или даже противоречат учению Сократа в других произведениях
Ксенофонта. В докладе делается
попытка выяснить соотношение между образами софиста и Сократа у Ксенофонта.
Тезисы
В Киропедии наставником армянского царевича Тиграна, вызывавшим
восхищение своего ученика, является «некий софист» (3,
1, 14 и 38–40). Софист был достойным человеком,
однако царь обвинил его в пагубном влиянии на сына и казнил. В действительности
причиной несправедливого приговора была ревность: царевич почитал своего наставника
больше, чем собственного отца.
Перед казнью наставник попросил Тиграна не гневаться на своего отца. Царь, по словам «софиста», действует не по злому умыслу, а по неведению. А все те проступки, которые люди совершают по неведению, являются невольными (3, 1, 38). Софист не стал отвечать злом на зло.
Удивительное сходство судьбы наставника царевича и Сократа было давно отмечено. Ряд ученых (Р. Гирцель, Э. Шварц, Г. Брайтенбах) ставил знак равенства между безымянным софистом и Сократом. Однако это утверждение попыталась оспорить Дебора Гера: взгляды наставника Тиграна отличаются или даже противоречат учению Сократа в других произведениях Ксенофонта (D. L. Gera. Xenophon's Cyropaedia: Style, Genre, and Literary Tehcnique. Oxford, 1993. P. 94).
В докладе делается попытка выяснить соотношение между образами софиста и Сократа у Ксенофонта. Решению вопроса помогают соображения Г. Властоса (G. Vlastos. Socrates: Ironist and Moral Philosopher. Cambridge, 1991. P. 299–300). Он убедительно показывает, что взгляды безымянного софиста Киропедии (принцип nemo sua sponte peccat и отказ отвечать злом на зло), чуждые Сократу Ксенофонта, характерны для Сократа Платона. Можно думать, что это были взгляды исторического Сократа.
Таким образом, софист Киропедии действительно оказывается Сократом. Однако его взгляды в Киропедии Ксенофонт представил иначе, чем в специально посвященных Сократу сочинениях. Очевидно, под конец жизни Ксенофонт посчитал необходимым внести поправки в собственный портрет Сократа. Вполне возможно, что эти изменения он внес под влиянием Платона. Это было удобнее сделать, не называя Сократа по имени.
Перед казнью наставник попросил Тиграна не гневаться на своего отца. Царь, по словам «софиста», действует не по злому умыслу, а по неведению. А все те проступки, которые люди совершают по неведению, являются невольными (3, 1, 38). Софист не стал отвечать злом на зло.
Удивительное сходство судьбы наставника царевича и Сократа было давно отмечено. Ряд ученых (Р. Гирцель, Э. Шварц, Г. Брайтенбах) ставил знак равенства между безымянным софистом и Сократом. Однако это утверждение попыталась оспорить Дебора Гера: взгляды наставника Тиграна отличаются или даже противоречат учению Сократа в других произведениях Ксенофонта (D. L. Gera. Xenophon's Cyropaedia: Style, Genre, and Literary Tehcnique. Oxford, 1993. P. 94).
В докладе делается попытка выяснить соотношение между образами софиста и Сократа у Ксенофонта. Решению вопроса помогают соображения Г. Властоса (G. Vlastos. Socrates: Ironist and Moral Philosopher. Cambridge, 1991. P. 299–300). Он убедительно показывает, что взгляды безымянного софиста Киропедии (принцип nemo sua sponte peccat и отказ отвечать злом на зло), чуждые Сократу Ксенофонта, характерны для Сократа Платона. Можно думать, что это были взгляды исторического Сократа.
Таким образом, софист Киропедии действительно оказывается Сократом. Однако его взгляды в Киропедии Ксенофонт представил иначе, чем в специально посвященных Сократу сочинениях. Очевидно, под конец жизни Ксенофонт посчитал необходимым внести поправки в собственный портрет Сократа. Вполне возможно, что эти изменения он внес под влиянием Платона. Это было удобнее сделать, не называя Сократа по имени.