Пространство кино за пределами экрана: «Брат 2. 15 лет — Живой SOUNDTRACK»
Юрий Викторович Доманский
Докладчик
профессор
Российский государственный гуманитарный университет
Российский государственный гуманитарный университет
135
2016-03-16
13:00 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается прошедший 17 октября 2015 года в Санкт-Петербургском Ледовом
Дворце большой концерт, посвященный 15-летию фильма Алексея Балабанова «Брат 2»: «Брат 2. 15 лет — Живой SOUNDTRACK». Через анализ доказывается, что данный концерт является метакинотекстом, выводящим собственно кинотекст за пределы экранного пространства и формирующим особый тип пространства кино, способный не только актуализировать те или иные смыслы исходного кинотекста, но и обогатить этот исходный кинотекст смыслами новыми.
Тезисы
В пространстве
за пределами экрана довольно много того, что можно назвать метакинотекстами:
афиши, книги, игрушки, сувениры, саундтреки… Фильмы Алексея Балабанова «Брат»
(1997) и «Брат 2» (2000) за пределами экрана прославились прежде всего как
раз специально изданными саундтреками; причём к «Брату 2» вслед за
официальным саундтреком вышел саундтрек «Брат 2. За кадром», куда вошли
песни из фильма, не попавшие в официальный саундтрек, и песни, которые так или
иначе соотносятся с фильмом, но в фильме не прозвучали. И большинство песен,
озвучивших балабановскую дилогию, относятся к русской рок-культуре. Балабанов выработал особую
концепцию саундтрека, который зачастую не просто соотносится с содержанием
фильма, а выступает в функции полноценной и фактически равной фильму системы,
приёму своего рода. Так, и в «Брате», и в «Брате 2» песни оказываются
семантически связаны с эпизодами, которые они сопровождают, с теми или иными
персонажами, то дополняя киноряд важными смыслами, а то вступая в диалог
(преимущественно полемического характера) с кинорядом. Следует признать, что во
многом благодаря песням и их исполнителям фильмы «Брат» и в особенности
«Брат 2» стали, что называется, культовыми. А культовые фильмы выходят за
пределы экранного пространства разнообразными метатекстами. Об одном таком метатексте,
случившемся через 15 лет после премьеры второго «Брата», и пойдет речь.
17 октября
2015 года в Санкт-Петербургском Ледовом Дворце состоялся большой концерт под
названием «Брат 2. 15 лет — Живой SOUNDTRACK».
В докладе анализируется структура концерта, подбор исполнителей («Смысловые Галлюцинации», Настя Полева, Вадим
Самойлов, Глеб Самойлов, «Би 2», Вячеслав Бутусов) и песен,
организация сценического пространства и прочие элементы «живого саундтрека».
Всё это интерпретируется как метатекстуальная относительно фильма Балабанова система, способная актуализировать те или иные смыслы исходного кинотекста и
даже породить смыслы новые. Кроме того, анализируется официальная афиша
концерта и система киноцитат, включенных в «живой саундтрек». Всё это в совокупности представляет, на наш взгляд, особый сверхсинтетический тип пространства кино, открывающий перед искусством новые возможности.