Саамский фольклор как отражение этно-культурного наследия миноритарного языка в русской культуре
Галина Владимировна Костина
Докладчик
заведующий отделом
Петрозаводский государственный университет, Кольский филиал
Петрозаводский государственный университет, Кольский филиал
198
2016-03-16
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
Интенсивное изучение языка Кольских саамов началось в
конце XIX в. Путешественники,
литераторы, натуралисты попытались дать свое описание культуры саамов. В
большинстве случаев сюда можно отнести очерковую, беллетризированную
литературу, в которую входят путевые очерки С. В. Максимова, В. А. Елисеева, Д. Н.
Бухарова и др. Более профессиональным
произведениям следует считать монументальный труд Н. Н. Харузина «Русские
лопари». Сбором саамского фольклора занимался В. И. Немирович-Данченко. Посредством
этнографической литературы в русской культуре формировалось представление о
саамском фольклоре.
Тезисы
Основным
местом жительства саамов в России и Мурманском регионе является Ловозерский
район. В районе проживают более половины малочисленных народностей Севера
Мурманской области — саамов и коми. Саамский язык принадлежит к тем немногим
языкам малочисленных народов Севера РФ, которые не являются титульными,
поскольку саамы не имеют автономии в границах Мурманской области. Основными
характеристиками ситуации для саамского языка являются малочисленность этноса,
отсутствие статуса титульного языка, незначительная или отставшая во времени
активность языковой и образовательной политики в отношении этноса.
Саамский
язык — единственный миноритарный язык в регионе, что накладывает специфический
отпечаток на региональную этническую и языковую политику.
В начале XIX
в. происходит осознание того, что малые народы со всей их самобытностью и
непохожестью на русских представляют интерес не только в экономическом, но и в
культурном плане.
Появляется этнографическая литература о
саамах, включающая географические, геологические, исторические, лингвистические
сведения об аборигенах. Путешественники, литераторы, натуралисты, которые в
силу различных причин оказались на Кольском Севере, попытались дать свое
описание культуры саамов. В большинстве случаев сюда можно отнести очерковую,
беллетризированную литературу, в которую входят путевые очерки С. В. Максимова,
В. И. Немировича-Данченко, В. А. Елисеева, Д. Н. Бухарова и др.
В. И. Немирович-Данченко собрал богатый
материал о саамских сказаниях. В сборниках докладов РГО можно найти его статью
о фольклоре и этнографии саамов. Он написал много книг и статей на эту тему.
Другой публикацией РГО явилась работа А.
И. Ященко «Несколько слов о русской Лапландии», в которой представлена
информация об образе жизни, средствах существования, верованиях саамов.
В России были и другие действующие
научные общества, например, общество при факультете Московского университета,
названное Императорским обществом любителей естествознания, антропологии и
этнографии. Одним из наиболее значительных достижений этого общества было
обобщающее исследование в области изучения русских саамов «Русские лопари»,
сделанное Н. Н. Харузиным.
Таким
образом, в русской культуре посредством этнографической литературы, которая
выступает в качестве проводника межэтнического взаимодействия, формируется
представление о саамском фольклоре.