XLV Международная филологическая научная конференция

Саамский фольклор как отражение этно-культурного наследия миноритарного языка в русской культуре

Галина Владимировна Костина
Докладчик
заведующий отделом
Петрозаводский государственный университет, Кольский филиал

198
2016-03-16
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

Интенсивное изучение языка Кольских саамов началось в конце XIX в. Путешественники, литераторы, натуралисты попытались дать свое описание культуры саамов. В большинстве случаев сюда можно отнести очерковую, беллетризированную литературу, в которую входят путевые очерки С. В. Максимова, В. А. Елисеева, Д. Н. Бухарова и др. Более профессиональным произведениям следует считать монументальный труд Н. Н. Харузина «Русские лопари». Сбором саамского фольклора занимался В. И. Немирович-Данченко. Посредством этнографической литературы в русской культуре формировалось представление о саамском фольклоре.

Тезисы

Основным местом жительства саамов в России и Мурманском регионе является Ловозерский район. В районе проживают более половины малочисленных народностей Севера Мурманской области — саамов и коми. Саамский язык принадлежит к тем немногим языкам малочисленных народов Севера РФ, которые не являются титульными, поскольку саамы не имеют автономии в границах Мурманской области. Основными характеристиками ситуации для саамского языка являются малочисленность этноса, отсутствие статуса титульного языка, незначительная или отставшая во времени активность языковой и образовательной политики в отношении этноса. Саамский язык — единственный миноритарный язык в регионе, что накладывает специфический отпечаток на региональную этническую и языковую политику. В начале XIX в. происходит осознание того, что малые народы со всей их самобытностью и непохожестью на русских представляют интерес не только в экономическом, но и в культурном плане. Появляется этнографическая литература о саамах, включающая географические, геологические, исторические, лингвистические сведения об аборигенах. Путешественники, литераторы, натуралисты, которые в силу различных причин оказались на Кольском Севере, попытались дать свое описание культуры саамов. В большинстве случаев сюда можно отнести очерковую, беллетризированную литературу, в которую входят путевые очерки С. В. Максимова, В. И. Немировича-Данченко, В. А. Елисеева, Д. Н. Бухарова и др. В. И. Немирович-Данченко собрал богатый материал о саамских сказаниях. В сборниках докладов РГО можно найти его статью о фольклоре и этнографии саамов. Он написал много книг и статей на эту тему. Другой публикацией РГО явилась работа А. И. Ященко «Несколько слов о русской Лапландии», в которой представлена информация об образе жизни, средствах существования, верованиях саамов. В России были и другие действующие научные общества, например, общество при факультете Московского университета, названное Императорским обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии. Одним из наиболее значительных достижений этого общества было обобщающее исследование в области изучения русских саамов «Русские лопари», сделанное Н. Н. Харузиным. Таким образом, в русской культуре посредством этнографической литературы, которая выступает в качестве проводника межэтнического взаимодействия, формируется представление о саамском фольклоре.