Основания историзирующего прочтения: из опыта английских романтиков
Ася Георгиевна Рогова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2016-03-19
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Английские романтики осознавали себя творцами истории и при создании
произведений размышляли об их прочтении потомками. Они искали ответ на вопрос о том, что
более необходимо — передать актуальное неоднозначное восприятие события современниками или выделить то главное, что важно и
сохранится в истории, — и в каком случае они сохранят верность исторической
правде.
Тезисы
В кризисные периоды глобальных
событий, перемен, смены парадигм возрастает необходимость единения, ощущения и осознания общности, принадлежности
к нации для поддержания равновесия. Объединение нации происходит на основе памяти
культуры, увековечивающей ее достижения, ее героев и обеспечивающей материал
для создания национальной истории. Не способствует и часто препятствует этому
процессу неоднозначность деяний исторических личностей, событий и их восприятия
современниками. В этих условиях, поскольку
ситуации и мнения меняются, детали стираются, а сохраняется только масштабное и
важное для истории, возникают основания для историзации.
Какими были эти основания для английских романтиков к концу Наполеоновских войн и после победы при Ватерлоо? Как осознание исторической и национальной необходимости историзирующего прочтения битвы, ее результатов, образов героев отразилось в произведениях различных видов искусства? Ответы на эти вопросы будут даны в докладе на примере трактовки результатов битвы при Ватерлоо и образа ее победителя, герцога Веллингтона, выдающимися современниками фельдмаршала; будет проанализировано финальное высказывание на поставленную тему исторического художника Б. Р. Хейдона («Wellington Musing on the Field of Waterloo», 1839) и поэта У. Вордсворта («On a Portrait of the Duke of Wellington upon the Field of Waterloo, by Haydon», 1840). Созданное в рамках их экфрастического диалога, оно отражает поиски решения вопроса о том, что более необходимо — передать актуальное неоднозначное восприятие события современниками или выделить то главное, что важно и сохранится в истории, — и какой из этих путей сохраняет верность исторической правде.
Оба художника, несмотря на стремление к первому варианту (что отразилось в неоднозначности запечатленного ими образа), в результате делают выбор в пользу последнего. И соответствующим образом расставляют акценты: подчеркивают величие победы и заслуги героя, способствуя созданию положительного образа, привычного для нас сегодня, 200 лет спустя после битвы при Ватерлоо.
Какими были эти основания для английских романтиков к концу Наполеоновских войн и после победы при Ватерлоо? Как осознание исторической и национальной необходимости историзирующего прочтения битвы, ее результатов, образов героев отразилось в произведениях различных видов искусства? Ответы на эти вопросы будут даны в докладе на примере трактовки результатов битвы при Ватерлоо и образа ее победителя, герцога Веллингтона, выдающимися современниками фельдмаршала; будет проанализировано финальное высказывание на поставленную тему исторического художника Б. Р. Хейдона («Wellington Musing on the Field of Waterloo», 1839) и поэта У. Вордсворта («On a Portrait of the Duke of Wellington upon the Field of Waterloo, by Haydon», 1840). Созданное в рамках их экфрастического диалога, оно отражает поиски решения вопроса о том, что более необходимо — передать актуальное неоднозначное восприятие события современниками или выделить то главное, что важно и сохранится в истории, — и какой из этих путей сохраняет верность исторической правде.
Оба художника, несмотря на стремление к первому варианту (что отразилось в неоднозначности запечатленного ими образа), в результате делают выбор в пользу последнего. И соответствующим образом расставляют акценты: подчеркивают величие победы и заслуги героя, способствуя созданию положительного образа, привычного для нас сегодня, 200 лет спустя после битвы при Ватерлоо.