XLV Международная филологическая научная конференция

Основания историзирующего прочтения: из опыта английских романтиков

Ася Георгиевна Рогова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2016-03-19
12:40 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

Английские романтики осознавали себя творцами истории и при создании произведений размышляли об их прочтении потомками. Они искали ответ на вопрос о том, что более необходимо — передать актуальное неоднозначное восприятие события современниками или выделить то главное, что важно и сохранится в истории, — и в каком случае они сохранят верность исторической правде.

Тезисы

В кризисные периоды глобальных событий, перемен, смены парадигм возрастает необходимость единения, ощущения и осознания общности, принадлежности к нации для поддержания равновесия. Объединение нации происходит на основе памяти культуры, увековечивающей ее достижения, ее героев и обеспечивающей материал для создания национальной истории. Не способствует и часто препятствует этому процессу неоднозначность деяний исторических личностей, событий и их восприятия современниками. В этих условиях, поскольку ситуации и мнения меняются, детали стираются, а сохраняется только масштабное и важное для истории, возникают основания для историзации.
Какими были эти основания для английских романтиков к концу Наполеоновских войн и после победы при Ватерлоо? Как осознание исторической и национальной  необходимости историзирующего прочтения битвы, ее результатов, образов героев отразилось в произведениях различных видов искусства? Ответы на эти вопросы будут даны в докладе на примере трактовки результатов битвы при Ватерлоо и образа ее победителя, герцога Веллингтона, выдающимися современниками фельдмаршала; будет проанализировано финальное высказывание на поставленную тему исторического художника Б. Р. Хейдона («Wellington Musing on the Field of Waterloo», 1839) и поэта У. Вордсворта («On a Portrait of the Duke of Wellington upon the Field of Waterloo, by Haydon», 1840). Созданное в рамках их экфрастического диалога, оно отражает поиски решения вопроса о том, что более необходимо — передать актуальное неоднозначное восприятие события современниками или выделить то главное, что важно и сохранится в истории, — и какой из этих путей сохраняет верность исторической правде.
Оба художника, несмотря на стремление к первому варианту (что отразилось в неоднозначности запечатленного ими образа), в результате делают выбор в пользу последнего. И соответствующим образом расставляют акценты: подчеркивают величие победы и заслуги героя, способствуя созданию положительного образа, привычного для нас сегодня, 200 лет спустя после битвы при Ватерлоо.