45th International Philological Research Conference

Художественное пространство фильма в динамике сюжета

Наталья Евгеньевна Мариевская
Докладчик
профессор
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

кинозал
2016-03-16
17:00 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

В докладе исследуется взаимосвязь художественного пространства фильма с его основным конфликтом. Выявляется связь художественного пространства фильма с «ценностями истории». Рассмотрены отдельные устойчивые сюжетообразующие пространственные структуры — ситуация двоемирия, лабиринт. Особое внимание уделяется связи персонажа фильма и его  пространства. Показано значение пересечения героем границы между мирами как важнейшего события сюжета. особое внимание уделяется пребыванию героя на границе двух миров в «сумеречной» зоне. Исследована динамика движения героя в лабиринте и ее особенности.

Тезисы

Наиболее плодотворным подходом к анализу художественного пространства фильма следует считать динамический подход. Пространство фильма конструируется в глубокой взаимосвязи с конфликтом, переживаемым героем. При всем многообразии динамик, воплощенных в конкретных произведениях кинематографа, существуют устойчивые  динамики: пересечение границы двух миров (ситуация двоемирия, движение в лабиринте, связанное с поиском выхода из экзистенциального тупика. Динамика художественного пространства связана с «ценностями истории», с аксиологией фильма. Отдельные кинематографические жанры при создании модели реальности используют устойчивые пространственные формы. В этом отношении показателен жанр хоррора. Пространство страха является своего рода сумеречное зоной, где соприкасаются тьма и свет, что порождает устойчивое решение пространственной среды: нечеткость, размытость изображение, скользящие тени, отражения в зеркалах и пр. Пространство может являться вывернутым на изнанку наизнанку внутренним миром героя.