Художественное пространство фильма в динамике сюжета
Наталья Евгеньевна Мариевская
Докладчик
профессор
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
кинозал
2016-03-16
17:00 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе исследуется взаимосвязь художественного пространства фильма с его основным конфликтом. Выявляется связь художественного пространства фильма с «ценностями истории». Рассмотрены отдельные устойчивые сюжетообразующие пространственные структуры — ситуация двоемирия, лабиринт.
Особое внимание уделяется связи персонажа фильма и его пространства. Показано значение пересечения героем границы между мирами как важнейшего события сюжета. особое внимание уделяется пребыванию героя на границе двух миров в «сумеречной» зоне. Исследована динамика движения героя в лабиринте и ее особенности.
Тезисы
Наиболее плодотворным подходом к анализу художественного пространства фильма следует считать динамический подход.
Пространство фильма конструируется в глубокой взаимосвязи с конфликтом, переживаемым героем.
При всем многообразии динамик, воплощенных в конкретных произведениях кинематографа, существуют устойчивые динамики: пересечение границы двух миров (ситуация двоемирия, движение в лабиринте, связанное с поиском выхода из экзистенциального тупика.
Динамика художественного пространства связана с «ценностями истории», с аксиологией фильма.
Отдельные кинематографические жанры при создании модели реальности используют устойчивые пространственные формы. В этом отношении показателен жанр хоррора. Пространство страха является своего рода сумеречное зоной, где соприкасаются тьма и свет, что порождает устойчивое решение пространственной среды: нечеткость, размытость изображение, скользящие тени, отражения в зеркалах и пр. Пространство может являться вывернутым на изнанку наизнанку внутренним миром героя.