XVIII Международная конференция студентов-филологов

Падение Рима в повести Е. И. Замятина «Бич Божий» (1928-1935)

Раиса Ильинична Ханукаева
Докладчик
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

188
2015-04-08
17:20 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад является частью работы, посвященной античным мотивам в творчестве Евгения Замятина. Здесь рассматриваются основные метафоры, характеризующие упадок Рима, анализируется личность и роль Атиллы, проводится параллель с текстами Замятина, посвященными началу XX в., периоду Первой мировой войны и революции («Наводнение» и «Наброски к роману»). Мы учитываем и тот факт, что работа над «Бичом Божьим» проходила в период между двух войн. Замятин знал о ситуации в Германии и планах Гитлера (о чем читаем в его записной книжке). В тексте незавершенного романа есть первые отголоски Второй мировой. 

Тезисы

Тема «скифства» появилась в творчестве Замятина еще до того, как писатель приступил к пьесе «Атилла» и незавершенному роману «Бич Божий». Замятин примыкал к общественно-литературному движению «Скифы» и впервые обратился к «номадической» теме в 1918 году, в статье «Скифы ли?», где писатель критикует идеолога движения - Иванова-Разумника. Статью можно считать срезом писательского представления о "скифстве": помимо идеологической составляющей, здесь появляются и портретные черты Скифа в представлении Замятина
1. Герои повести
1.1. Образ вырождающегося Рима проявляется  благодаря двум противоположным типам героев: героям-пришельцам (Атилла, Приск, Ульд) и героям-римлянам (император Гонорий, Плацидия, сенаторы, воины, местные жители). В повести существует и еще одно «противостояние»: «естественный человек» (Атилла) и носитель культурного сознания (Приск). Как видно из примеров, главные герои повести выступают и как антагонисты, и как герои-двойники.
1.2. Анализируя «Бич Божий», исследователи часто указывают на зооморфные характеристики персонажей, однако упускают из вида легендарные (мифологические) сюжеты, связанные с теми или иными животными, появление которых у Замятина не случайно. В повести обыгрываются истории о роли волчицы в судьбе основателей Рима, а также  о гусях, которые спасли Вечный город.
1.3. В исследованиях замятинских текстов хорошо разобран образ Атиллы, указаны его «волчьи» и «бычьи» черты, однако мало внимания уделяется внешнему и внутреннему сходству этого персонажа с другими героями Замятина, в том числе и ранними (Колумб).
1.4. В докладе детальнее разбираются «звериные» характеристики других персонажей: Приск, Улд, Плацидия, Гонорий и прочие. В повести упоминание о животных, соотносящихся с тем или иным персонажем, имеет не только современную коннотацию, но и мифологический подтекст.
Важным для отражения глубины упадка Римской Империи является описание города. И если люди по привычке занимаются теми же делами, которыми они занимались всегда, несмотря на ряд потрясений (известия о победах варваров), то город отражает их внутреннее состояние. Описание полуразрушенного города, в котором тем не менее живут люди (стараются жить по-прежнему), усиливает мотив будущей катастрофы, здесь Замятин наследует традиции Брюсова.
Повесть начинается со слов: «Беспокойство было всюду в Европе, оно было в самом воздухе, им дышали». В «Биче Божьем» отражаются события страшного XX века: Первая мировая война и революция в России, а также будущая беда - Вторая мировая. В записных книжках писателя можно найти подтверждение тому, что Замятин знал о планах Гитлера, поэтому линия Атиллы приобретает двойственный характер: с одной стороны – буйная, дикая, но живая сила, с другой – кара, бич, катастрофа.