Падение Рима в повести Е. И. Замятина «Бич Божий» (1928-1935)
Раиса Ильинична Ханукаева
Докладчик
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
188
2015-04-08
17:20 -
17:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад является частью работы, посвященной античным мотивам в
творчестве Евгения Замятина. Здесь рассматриваются основные метафоры,
характеризующие упадок Рима, анализируется личность и роль Атиллы, проводится
параллель с текстами Замятина, посвященными началу XX в., периоду Первой
мировой войны и революции («Наводнение» и «Наброски к
роману»). Мы учитываем и тот факт, что работа
над «Бичом Божьим» проходила в период между двух войн. Замятин знал о ситуации
в Германии и планах Гитлера (о чем читаем в его записной
книжке). В тексте
незавершенного романа есть первые отголоски Второй мировой.
Тезисы
Тема
«скифства» появилась в творчестве
Замятина еще до того, как писатель приступил к пьесе «Атилла» и незавершенному роману
«Бич Божий». Замятин примыкал к общественно-литературному движению «Скифы» и
впервые обратился к «номадической» теме в 1918 году, в статье «Скифы ли?», где
писатель критикует идеолога движения - Иванова-Разумника. Статью можно считать
срезом писательского представления о "скифстве": помимо
идеологической составляющей, здесь появляются и портретные черты Скифа в
представлении Замятина
1. Герои повести
1.1. Образ вырождающегося Рима проявляется благодаря двум противоположным типам героев: героям-пришельцам (Атилла, Приск, Ульд) и героям-римлянам (император Гонорий, Плацидия, сенаторы, воины, местные жители). В повести существует и еще одно «противостояние»: «естественный человек» (Атилла) и носитель культурного сознания (Приск). Как видно из примеров, главные герои повести выступают и как антагонисты, и как герои-двойники.
1.2. Анализируя «Бич Божий», исследователи часто указывают на зооморфные характеристики персонажей, однако упускают из вида легендарные (мифологические) сюжеты, связанные с теми или иными животными, появление которых у Замятина не случайно. В повести обыгрываются истории о роли волчицы в судьбе основателей Рима, а также о гусях, которые спасли Вечный город.
1.3. В исследованиях замятинских текстов хорошо разобран образ Атиллы, указаны его «волчьи» и «бычьи» черты, однако мало внимания уделяется внешнему и внутреннему сходству этого персонажа с другими героями Замятина, в том числе и ранними (Колумб).
1.4. В докладе детальнее разбираются «звериные» характеристики других персонажей: Приск, Улд, Плацидия, Гонорий и прочие. В повести упоминание о животных, соотносящихся с тем или иным персонажем, имеет не только современную коннотацию, но и мифологический подтекст.
Важным для отражения глубины упадка Римской Империи является описание города. И если люди по привычке занимаются теми же делами, которыми они занимались всегда, несмотря на ряд потрясений (известия о победах варваров), то город отражает их внутреннее состояние. Описание полуразрушенного города, в котором тем не менее живут люди (стараются жить по-прежнему), усиливает мотив будущей катастрофы, здесь Замятин наследует традиции Брюсова.
Повесть начинается со слов: «Беспокойство было всюду в Европе, оно было в самом воздухе, им дышали». В «Биче Божьем» отражаются события страшного XX века: Первая мировая война и революция в России, а также будущая беда - Вторая мировая. В записных книжках писателя можно найти подтверждение тому, что Замятин знал о планах Гитлера, поэтому линия Атиллы приобретает двойственный характер: с одной стороны – буйная, дикая, но живая сила, с другой – кара, бич, катастрофа.
1. Герои повести
1.1. Образ вырождающегося Рима проявляется благодаря двум противоположным типам героев: героям-пришельцам (Атилла, Приск, Ульд) и героям-римлянам (император Гонорий, Плацидия, сенаторы, воины, местные жители). В повести существует и еще одно «противостояние»: «естественный человек» (Атилла) и носитель культурного сознания (Приск). Как видно из примеров, главные герои повести выступают и как антагонисты, и как герои-двойники.
1.2. Анализируя «Бич Божий», исследователи часто указывают на зооморфные характеристики персонажей, однако упускают из вида легендарные (мифологические) сюжеты, связанные с теми или иными животными, появление которых у Замятина не случайно. В повести обыгрываются истории о роли волчицы в судьбе основателей Рима, а также о гусях, которые спасли Вечный город.
1.3. В исследованиях замятинских текстов хорошо разобран образ Атиллы, указаны его «волчьи» и «бычьи» черты, однако мало внимания уделяется внешнему и внутреннему сходству этого персонажа с другими героями Замятина, в том числе и ранними (Колумб).
1.4. В докладе детальнее разбираются «звериные» характеристики других персонажей: Приск, Улд, Плацидия, Гонорий и прочие. В повести упоминание о животных, соотносящихся с тем или иным персонажем, имеет не только современную коннотацию, но и мифологический подтекст.
Важным для отражения глубины упадка Римской Империи является описание города. И если люди по привычке занимаются теми же делами, которыми они занимались всегда, несмотря на ряд потрясений (известия о победах варваров), то город отражает их внутреннее состояние. Описание полуразрушенного города, в котором тем не менее живут люди (стараются жить по-прежнему), усиливает мотив будущей катастрофы, здесь Замятин наследует традиции Брюсова.
Повесть начинается со слов: «Беспокойство было всюду в Европе, оно было в самом воздухе, им дышали». В «Биче Божьем» отражаются события страшного XX века: Первая мировая война и революция в России, а также будущая беда - Вторая мировая. В записных книжках писателя можно найти подтверждение тому, что Замятин знал о планах Гитлера, поэтому линия Атиллы приобретает двойственный характер: с одной стороны – буйная, дикая, но живая сила, с другой – кара, бич, катастрофа.