Прагматический диапазон комических коммуникативных неудач в речи персонажей П. Г. Вудхауза
Нина Александровна Ярошенко
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
187
2015-04-11
10:00 -
10:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе
рассматривается явление коммуникативной неудачи как способа создания
комического эффекта на примере диалогической речи персонажей П. Г. Вудхауза.
Представлена классификация коммуникативных неудач, в основе которой лежат
постоянные и переменные личностные характеристики коммуникантов. Рассматриваются
языковые средства, способствующие созданию комического эффекта.
Тезисы
Успешность речевого общения зависит от
степени осуществления коммуникативных целей говорящих и достижения согласия. В
процессе общения могут возникать различные сбои, связанные с частичным или
полным неосуществлением коммуникативных целей и намерений говорящего. Такое
явление носит название коммуникативной неудачи (КН).
Задачами исследования является
выявление категорий языковых средств, которые используются для создания
комического эффекта, характеристика явления КН как средства создания речевого
портрета, а также анализ и классификация комических КН на материале
диалогической речи персонажей П. Г. Вудхауза.
В ходе исследования было выявлено, что
одним из факторов, обусловливающих возникновение комических КН, являются постоянные и переменные личностные характеристики коммуникантов.
Анализ
собранного материала показал, что биолого-физиологические данные,
социокультурный статус, а также, в большей степени, текущее психологическое
состояние коммуникантов, может обусловливать возникновение комических коммуникативных
неудач.
КН, обусловленные биолого-физиологическими данными
коммуникантов, связаны прежде всего с неспособностью адресата верно распознать
на слух высказывание говорящего. Такого рода КН составляют около 10% от всего количества
собранных примеров.
Различия
в социокультурных статусах коммуникантов связаны с разными уровнями лингвистической
и
энциклопедической компетенций (ок.50%). Недостаточная лингвистическая
компетенция коммуникантов
представлена
такими явлениями, как неверная интерпретация фразеологических единиц,
полисемичных и омонимичных слов, а также незнание стилевых регистров. В свою
очередь, недостаточная
энциклопедическая компетенция коммуникантов связана
с различиями в фоновых и тезаурусных знаниях.
КН, обусловленные
психологическим состоянием коммуникантов, представляют собой сбои в
коммуникации, причиной которых является эмоциональное состояние говорящего или
адресата во время общения. На долю данного вида КН приходится
около 40% собранных примеров, что говорит о том,
что эмоциональным состоянием можно объяснить большую часть КН, связанных с
нарушением Принципа Кооперации Г. П. Грайса и с недостатком или
отсутствием текущих знаний. КН, являющиеся результатом нарушения того или иного
постулата Принципа Кооперации, происходят по вине говорящего, что говорит о его недостаточной интерактивной
компетенции – способности устанавливать контакт с собеседником.
Реакции коммуникантов на КН определяют возникновение
комического эффекта в художественном произведении, а также позволяют дать
характеристику речевым портретам говорящего и адресата, что помогает создать
целостный и наиболее полный образ персонажа.