XVIII Международная конференция студентов-филологов

Прагматический диапазон комических коммуникативных неудач в речи персонажей П. Г. Вудхауза

Нина Александровна Ярошенко
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

187
2015-04-11
10:00 - 10:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается явление коммуникативной неудачи как способа создания комического эффекта на примере диалогической речи персонажей П. Г. Вудхауза. Представлена классификация коммуникативных неудач, в основе которой лежат постоянные и переменные личностные характеристики коммуникантов. Рассматриваются языковые средства, способствующие созданию комического эффекта.

Тезисы

Успешность речевого общения зависит от степени осуществления коммуникативных целей говорящих и достижения согласия. В процессе общения могут возникать различные сбои, связанные с частичным или полным неосуществлением коммуникативных целей и намерений говорящего. Такое явление носит название коммуникативной неудачи (КН). Задачами исследования является выявление категорий языковых средств, которые используются для создания комического эффекта, характеристика явления КН как средства создания речевого портрета, а также анализ и классификация комических КН на материале диалогической речи персонажей П. Г. Вудхауза. В ходе исследования было выявлено, что одним из факторов, обусловливающих возникновение комических КН, являются постоянные и переменные личностные характеристики коммуникантов. Анализ собранного материала показал, что биолого-физиологические данные, социокультурный статус, а также, в большей степени, текущее психологическое состояние коммуникантов, может обусловливать возникновение комических коммуникативных неудач. КН, обусловленные биолого-физиологическими данными коммуникантов, связаны прежде всего с неспособностью адресата верно распознать на слух высказывание говорящего. Такого рода КН составляют около 10% от всего количества собранных примеров. Различия в социокультурных статусах коммуникантов связаны с разными уровнями лингвистической и энциклопедической компетенций (ок.50%). Недостаточная лингвистическая компетенция коммуникантов представлена такими явлениями, как неверная интерпретация фразеологических единиц, полисемичных и омонимичных слов, а также незнание стилевых регистров. В свою очередь, недостаточная энциклопедическая компетенция коммуникантов связана с различиями в фоновых и тезаурусных знаниях. КН, обусловленные психологическим состоянием коммуникантов, представляют собой сбои в коммуникации, причиной которых является эмоциональное состояние говорящего или адресата во время общения. На долю данного вида КН приходится около 40% собранных примеров, что говорит о том, что эмоциональным состоянием можно объяснить большую часть КН, связанных с нарушением Принципа Кооперации Г. П. Грайса и с недостатком или отсутствием текущих знаний. КН, являющиеся результатом нарушения того или иного постулата Принципа Кооперации, происходят по вине говорящего, что говорит о его недостаточной интерактивной компетенции – способности устанавливать контакт с собеседником. Реакции коммуникантов на КН определяют возникновение комического эффекта в художественном произведении, а также позволяют дать характеристику речевым портретам говорящего и адресата, что помогает создать целостный и наиболее полный образ персонажа.