Код модернизма в «Ритме» Чаплина
Полина Александровна Кочергина
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
4-у
2015-04-07
14:30 -
14:50
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен анализу произведения Ч.Чаплина «Ритм: История человека в
танце смерти», поиску ключевых концептов, символов и кодов, а также
мотивов и образов, «носителей смысла» (по Ю. Лотману) характеризующих
эпоху модернизма. Все перечисленные аспекты отразились не только в
литературном, но и в кинодискурсе автора (фильм «Новые времена»). А сам
текст новеллы послужил сценарием для современного короткометражного
фильма «Ритм» (2011).
Тезисы
Теоретики и практики кинематографа сходятся в одном: кино как
техническое изобретение было лишь «движущейся фотографией». Оно
(немое кино) как особый жанр кинематографического искусства со своим
специфическим семиотическим языком является системой предъязыковых
образов и знаков, для понимания которых в полной мере часто требуется
процедура «раскодирования» (расшифровывания).
Целью исследования была попытка проанализировать новеллу Ч. Чаплина «Ритм» (1938) с позиций семиологии, авангардизма и философских концепций модернизма (психоанализ, ницшеанство), а также проследить пути трансформации текста в киносценарий. (фильм «Ритм» 2011 - по мотивам одноименной новеллы, фильм «Чаплин» 1992 - на основе книги Ч.Чаплина «Моя автобиография»)
Используя новый тип образности, литература (начиная с 1920-х гг.) постепенно становится кинематографичной. Становится невозможным игнорировать интерференцию кино в литературный мир. Поэтому в работе еще одной ключевой задачей было проведение сравнительного анализа новеллы «Ритм (Rhythm: A story of men in macabre movement)» и фильма «Новые времена (Modern Times)» (1936): вычленить сходные и различные приемы, техники, визуальные средства (зрительные метафоры, концепты), образы и мотивы.
В результате выяснилось, что код модернизма зашифрован как в литературном, так и кинематографическом дискурсе Чаплина на самых разных уровнях. Мотивы (ритма, времени и пространства, сновидений, отчуждения, стремления к смерти) и образы (индустриальное общество, конвейерное производство, люди-машины, часы), которые использовались в его работах, полностью соответствуют духу эпохи модернизма и принципам авангардного искусства.
Целью исследования была попытка проанализировать новеллу Ч. Чаплина «Ритм» (1938) с позиций семиологии, авангардизма и философских концепций модернизма (психоанализ, ницшеанство), а также проследить пути трансформации текста в киносценарий. (фильм «Ритм» 2011 - по мотивам одноименной новеллы, фильм «Чаплин» 1992 - на основе книги Ч.Чаплина «Моя автобиография»)
Используя новый тип образности, литература (начиная с 1920-х гг.) постепенно становится кинематографичной. Становится невозможным игнорировать интерференцию кино в литературный мир. Поэтому в работе еще одной ключевой задачей было проведение сравнительного анализа новеллы «Ритм (Rhythm: A story of men in macabre movement)» и фильма «Новые времена (Modern Times)» (1936): вычленить сходные и различные приемы, техники, визуальные средства (зрительные метафоры, концепты), образы и мотивы.
В результате выяснилось, что код модернизма зашифрован как в литературном, так и кинематографическом дискурсе Чаплина на самых разных уровнях. Мотивы (ритма, времени и пространства, сновидений, отчуждения, стремления к смерти) и образы (индустриальное общество, конвейерное производство, люди-машины, часы), которые использовались в его работах, полностью соответствуют духу эпохи модернизма и принципам авангардного искусства.