XVIII Международная конференция студентов-филологов

Код модернизма в «Ритме» Чаплина

Полина Александровна Кочергина
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

4-у
2015-04-07
14:30 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу произведения Ч.Чаплина «Ритм: История человека в танце смерти», поиску ключевых концептов, символов и кодов, а также мотивов и образов, «носителей смысла» (по Ю. Лотману) характеризующих эпоху модернизма. Все перечисленные аспекты отразились не только в литературном, но и в кинодискурсе автора (фильм «Новые времена»). А сам текст новеллы послужил сценарием для современного короткометражного фильма «Ритм» (2011).

Тезисы

Теоретики и практики кинематографа сходятся в одном: кино как техническое изобретение было лишь «движущейся фотографией». Оно (немое кино) как особый жанр кинематографического искусства со своим специфическим семиотическим языком является системой предъязыковых образов и знаков, для понимания которых в полной мере часто требуется процедура «раскодирования» (расшифровывания).
Целью исследования была попытка проанализировать новеллу Ч. Чаплина «Ритм» (1938) с позиций семиологии, авангардизма и философских концепций модернизма (психоанализ, ницшеанство), а также проследить пути трансформации текста в киносценарий. (фильм «Ритм» 2011 - по мотивам одноименной новеллы, фильм «Чаплин» 1992 - на основе книги Ч.Чаплина «Моя автобиография»)
Используя новый тип образности, литература (начиная с 1920-х гг.) постепенно становится кинематографичной. Становится невозможным игнорировать интерференцию кино в литературный мир. Поэтому в работе еще одной ключевой задачей было проведение сравнительного анализа новеллы «Ритм (Rhythm: A story of men in macabre movement)» и фильма «Новые времена (Modern Times)» (1936): вычленить сходные и различные приемы, техники, визуальные средства (зрительные метафоры, концепты), образы и мотивы.
В результате выяснилось, что код модернизма зашифрован как в литературном, так и кинематографическом дискурсе Чаплина на самых разных уровнях. Мотивы (ритма, времени и пространства, сновидений, отчуждения, стремления к смерти) и образы (индустриальное общество, конвейерное производство, люди-машины, часы), которые использовались в его работах, полностью соответствуют духу эпохи модернизма и принципам авангардного искусства.