XVIII Международная конференция студентов-филологов

Отклик Ломоносова на письмо Смеры князю Владимиру

Наталья Андреевна Кузнецова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

кафедра библеистики
2015-04-09
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

В рассказе о крещении Руси М. В. Ломоносов упоминает письмо, якобы написанное Владимиру половцем Иваном Смерой, посланным в Грецию для знакомства с православием. Крещенный в Александрии «истинными христианами», Смера просит Владимира не принимать крещение от греков. Не оценивая письмо как источник, Ломоносов предполагает, что «коптическая ересь» была отвергнута Владимиром из-за того, что требует обрезания. Само письмо не дает сведений для такого суждения. Доклад предлагает несколько соображений о возможных источниках Ломоносова.

Тезисы

Письмо Смеры впервые опубликовано на латыни Х. Зандом (1678). Предполагаемый славянский оригинал утрачен. Письмо содержит рассказ об александрийской общине, сохранившей апостольское учение и притесняемой греками, а также пророчество о пагубном крещении Руси от греков и о «последнем поколении славян», которое воспримет истинную веру. Х. Занд, унитарий, излагает историю письма и цитирует С. Любенецкого, предположившего, что в пророчестве говорится о польских антитринитариях-социнианах. Н. Карамзин справедливо счел письмо Смеры поддельным; он допускает, что, если бы оно было подлинно, в нем могли описываться павликиане. И. Малышевский предположил, что унитарии, публикуя его, отождествляли александрийскую общину с арианами. Ломоносов в «Древней Российской истории», не ссылается на Занда, но книга имелась в его библиотеке. Еще Сухомлинов в примечаниях к полному собранию сочинений Ломоносова указал на книгу Занда как источник. Кратко пересказав письмо, Ломоносов предполагает, что в нем речь идет о «коптической ереси», которую Владимир отверг как содержащую обрезание. Этих сведений нет у Занда; возникает вопрос, откуда они у Ломоносова? Ломоносов либо имел еще какой-то неизвестный источник, либо сам сопоставил какие-то сведения. Нам не удалось найти текст, который мог бы быть его источником. Вероятно, он сделал вывод самостоятельно. Необходимо прояснить, чем он руководствовался в рассуждении. Здесь возможны только догадки, поскольку нет ясности, что Ломоносов подразумевал под «коптической ересью». Социниан, к которым принадлежал Любенецкий, противники называли арианами. Ломоносов мог бы соотнести его понимание пророчества Смеры с этим фактом, но у нас нет сведений, что именно Ломоносов знал о социнианах; книга Занда — единственное сочинение их круга в библиотеке Ломоносова. Кроме того, обрезание не считается отличительной чертой ариан. Возможно, Ломоносов назвал «коптической ересью» коптскую церковь, не признавшую Халкидонский собор. Обрезание распространено в Африке, в том числе, среди коптов, но трудно сказать, знал ли об этом Ломоносов и откуда. Он должен был знать свидетельства античных историков (Геродот, Диодор и др.) о распространенности обрезания в Египте. Можно осторожно предположить, что Ломоносов перенес эти сведения на коптов. Привлекает внимание, что Ломоносов передает Smerа как «Смирам» — возможно, для придания половецкого колорита.