Отклик Ломоносова на письмо Смеры князю Владимиру
Наталья Андреевна Кузнецова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
кафедра библеистики
2015-04-09
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
В рассказе
о крещении Руси М. В. Ломоносов упоминает письмо, якобы написанное
Владимиру половцем Иваном Смерой, посланным в Грецию для знакомства
с православием. Крещенный в Александрии «истинными христианами»,
Смера просит Владимира не принимать крещение от греков. Не оценивая письмо как источник,
Ломоносов предполагает, что «коптическая ересь» была отвергнута
Владимиром из-за того, что требует обрезания. Само письмо не дает сведений для
такого суждения. Доклад предлагает несколько соображений о возможных
источниках Ломоносова.
Тезисы
Письмо
Смеры впервые опубликовано на латыни Х. Зандом (1678). Предполагаемый
славянский оригинал утрачен. Письмо содержит рассказ об александрийской общине,
сохранившей апостольское учение и притесняемой греками, а также
пророчество о пагубном крещении Руси от греков и о «последнем
поколении славян», которое воспримет истинную веру. Х. Занд, унитарий, излагает
историю письма и цитирует С. Любенецкого, предположившего, что
в пророчестве говорится о польских антитринитариях-социнианах. Н. Карамзин
справедливо счел письмо Смеры поддельным; он допускает, что, если бы оно было
подлинно, в нем могли описываться павликиане. И. Малышевский
предположил, что унитарии, публикуя его, отождествляли александрийскую общину
с арианами.
Ломоносов
в «Древней Российской истории», не ссылается на Занда, но книга имелась
в его библиотеке. Еще Сухомлинов в примечаниях к полному
собранию сочинений Ломоносова указал на книгу Занда как источник. Кратко
пересказав письмо, Ломоносов предполагает, что в нем речь идет
о «коптической ереси», которую Владимир отверг как содержащую обрезание. Этих
сведений нет у Занда; возникает вопрос, откуда они у Ломоносова? Ломоносов либо имел еще какой-то неизвестный источник, либо сам сопоставил
какие-то сведения. Нам не удалось найти текст, который мог бы быть его
источником. Вероятно, он сделал вывод самостоятельно. Необходимо прояснить, чем
он руководствовался в рассуждении. Здесь возможны только догадки, поскольку нет ясности, что Ломоносов подразумевал под «коптической ересью». Социниан,
к которым принадлежал Любенецкий, противники называли арианами. Ломоносов
мог бы соотнести его понимание пророчества Смеры с этим фактом, но
у нас нет сведений, что именно Ломоносов знал о социнианах; книга
Занда — единственное сочинение их круга в библиотеке Ломоносова. Кроме того,
обрезание не считается отличительной чертой ариан.
Возможно,
Ломоносов назвал «коптической ересью» коптскую церковь, не признавшую
Халкидонский собор. Обрезание распространено в Африке, в том числе,
среди коптов, но трудно сказать, знал ли об этом Ломоносов и откуда. Он
должен был знать свидетельства античных историков (Геродот, Диодор и др.)
о распространенности обрезания в Египте. Можно осторожно
предположить, что Ломоносов перенес эти сведения на коптов.
Привлекает
внимание, что Ломоносов передает Smerа как «Смирам» — возможно, для
придания половецкого колорита.