XVIII Международная конференция студентов-филологов

Твиттер-репортаж как новый жанр информационной интернет-журналистики

Полина Николаевна Неневолина
Докладчик
студент 4 курса
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

171
2015-04-10
12:30 - 12:50

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается модификация классического газетного жанра «репортаж» под влиянием микроблога Twitter с учетом экстралингвистических и собственно лингвистических средств. Твиттер-репортаж — типовая модель речевого действия в сфере коммуникации социальных медиа, реализуемая с помощью устойчивого типа текста. Оперативность, гиперактивность, мультимедийность, интерактивность, компрессия языковых единиц — основные специфические черты жанра. Жанровая форма описана с учетом положений теории речевых жанров и интернет-жанроведения.  

Тезисы

Тенденцией последних лет в российской журналистике стало освоение СМИ различных форм социальных медиа. Это связано с расширением аудитории, поиском новых технологий взаимодействия с адресатами, «уходящими» в интернет. У пользователей интернет-СМИ формируется новое медиапотребление. Как следствие, происходят перемены во взаимодействии СМИ и аудитории, появляются новые жанровые формы. Лингвисты все чаще обращают внимание на развитие нового направления в науке – интернет-жанроведения. Сферой моих научных интересов стало изучение феномена твиттер-репортажа как гибридного жанра, появившегося на стыке сервиса микроблога Twitter и формы классического журналистского репортажа. В исследовании поставлена задача определения статуса твиттер-репортажа, обозначения конститутивных признаков, выявления и описания прагматических, медийных, структурно-семантических, лингвостилистических параметров данного жанра. Таким образом, я отношу понятие «твиттер-репортаж» к сфере информативных речевых жанров и даю ему следующее определение: «медиатекст, состоящий из совокупности связанных между собой сообщений длиной не более 140 символов в микроблоге, созданный журналистом или группой журналистов в режиме реального времени». Цель – мгновенно и коротко передавать информацию аудитории. Твиттер-репортаж сравнивается с репортажами прессы, а не с радийными или телевизионными. Он соотносится с классическим жанром по следующим дифференциальным признакам: предмет отображения, целевая установка, метод и способ отображения. Принципиальные отличия видны в формате издания, композиционной схеме, языковых ресурсах. Жанр отличается возможностью непрофессионального авторства, гипертекстуальностью, мультимедийностью, интерактивностью. Журналисты (Лента.ру, Эхо Москвы, Дождь) обращаются к жанру во время политических/социальных событий, пресс-конференций лидеров государства, заседаний в суде. Специфической особенностью жанра является то, что текст может публиковаться в твиттер-аккаунте журналиста/СМИ и на сайте СМИ. Функциональный стиль твиттер-репортажа – разговорный. Он характеризуется просторечными словами, экспрессивностью, эмоциональностью, обсценной лексикой, отсутствием каких-либо языковых образных средств. Синтаксис твиттер-репортажа стремится к компрессии смысла, увеличении смысловой нагрузки при одновременном сокращении формы, что обусловлено формальными условиями его написания. Применяется прием конспектирования речи. В связи с этим автор прибегает к эллиптичности, намеренному сокращению высказывания, а также игнорированию норм пунктуации. Таким образом, исследуемый жанр становится продуктивной нетрадиционной формой размещения текстов, приобретающих устойчивые характеристики, и выступает модификацией классического репортажа.