Твиттер-репортаж как новый жанр информационной интернет-журналистики
Полина Николаевна Неневолина
Докладчик
студент 4 курса
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
171
2015-04-10
12:30 -
12:50
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается модификация классического
газетного жанра «репортаж» под влиянием микроблога Twitter с учетом экстралингвистических и собственно
лингвистических средств. Твиттер-репортаж — типовая модель речевого
действия в сфере коммуникации социальных медиа, реализуемая с помощью
устойчивого типа текста. Оперативность, гиперактивность, мультимедийность, интерактивность, компрессия языковых единиц — основные специфические черты жанра.
Жанровая форма описана с учетом положений теории речевых
жанров и интернет-жанроведения.
Тезисы
Тенденцией последних лет в российской журналистике стало освоение СМИ
различных форм социальных медиа. Это связано с расширением аудитории, поиском
новых технологий взаимодействия с адресатами, «уходящими» в интернет. У
пользователей интернет-СМИ формируется новое медиапотребление. Как следствие,
происходят перемены во взаимодействии СМИ и аудитории, появляются новые жанровые формы. Лингвисты все чаще обращают внимание на
развитие нового направления в науке – интернет-жанроведения.
Сферой моих научных интересов
стало изучение феномена твиттер-репортажа как гибридного жанра, появившегося на
стыке сервиса микроблога Twitter и формы
классического журналистского репортажа. В исследовании поставлена задача определения статуса твиттер-репортажа, обозначения конститутивных признаков,
выявления и описания прагматических, медийных, структурно-семантических, лингвостилистических параметров данного жанра.
Таким образом, я отношу понятие «твиттер-репортаж» к сфере
информативных речевых жанров и даю ему следующее определение: «медиатекст,
состоящий из совокупности связанных между собой сообщений длиной не более 140
символов в микроблоге, созданный журналистом или группой журналистов в режиме
реального времени». Цель – мгновенно и коротко передавать информацию аудитории.
Твиттер-репортаж сравнивается с репортажами прессы, а не с радийными или
телевизионными. Он соотносится с классическим жанром по следующим
дифференциальным признакам: предмет отображения, целевая установка, метод и
способ отображения. Принципиальные
отличия видны в формате издания, композиционной схеме, языковых
ресурсах. Жанр отличается возможностью непрофессионального авторства, гипертекстуальностью,
мультимедийностью, интерактивностью. Журналисты (Лента.ру, Эхо Москвы, Дождь) обращаются
к жанру во время политических/социальных
событий, пресс-конференций лидеров государства, заседаний в суде. Специфической
особенностью жанра является то, что текст может публиковаться в твиттер-аккаунте
журналиста/СМИ и на сайте СМИ.
Функциональный
стиль твиттер-репортажа – разговорный. Он характеризуется просторечными словами,
экспрессивностью, эмоциональностью, обсценной лексикой, отсутствием каких-либо
языковых образных средств. Синтаксис твиттер-репортажа стремится к компрессии
смысла, увеличении смысловой нагрузки при одновременном сокращении формы, что
обусловлено формальными условиями его написания. Применяется прием
конспектирования речи. В связи с этим автор прибегает к эллиптичности, намеренному
сокращению высказывания, а также игнорированию норм пунктуации.
Таким образом, исследуемый жанр становится
продуктивной нетрадиционной формой размещения текстов, приобретающих устойчивые характеристики, и выступает модификацией классического репортажа.