Воровство в деревне: обычай, право и ритуал
Екатерина Валерьевна Ченуша
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
213
2015-04-09
17:40 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
Предметом исследования стали представления о воровстве и отношение к нему в деревнях на русском Севере. Среди материалов, собранных в Архангельской и Вологодской области в конце ХХ — начале ХХI вв. и хранящихся в Фольклорном архиве СПбГУ, были изучены рассказы о воровстве — от воспоминаний «о старине» до случаев из собственной жизни. Нарративы о воровстве представляют собой воспоминания о ритуальном наказании за воровство, о применении обычного права и о тех случаях, когда воровство прощалось. При рассмотрении нарративов был учтён диахронический аспект.
Тезисы
Интерес к данной теме возник в ходе интервью, взятого в
самом начале фольклорной экспедиции в Архангельскую область в июле 2014 г. В
интервью упоминался, на мой взгляд, необычный способ наказания воров: вождение вора по деревне с привязанной печной заслонкой.
В Фольклорном архиве СПбГУ нашлось достаточное для исследования количество
описаний случаев воровства (28, включая интервью, взятые в этом году). Кроме
того, воровство как мотив обнаружен в трёх местных сказках (записанных А. И. Никифоровым в 1928 г. в д. Засулье Вожгорской в.
Мезенского у., Архангельской губ.). Были использованы также описания отношения
к воровству в XIX веке из работы П. С. Ефименко «Народные юридические
обычаи крестьян Архангельской губернии». Предметом
исследования стали представления о воровстве и отношение к нему в деревнях на
русском Севере. Среди материалов, собранных в Архангельской и Вологодской
области в конце ХХ – начале ХХI вв. и хранящихся в
Фольклорном архиве СПбГУ, были изучены рассказы о воровстве – у частных хозяев,
у государства, воспоминания «о старине» и случаи из собственной жизни. В
результате рассказы о воровстве представляют собой бытующие
воспоминания о ритуальном наказании за воровство, о применении обычного права и о
тех случаях, когда воровство прощалось. При рассмотрении нарративов был учтён
диахронический аспект: поколения, к которому принадлежат рассказчики, время, о
котором шла речь.