XVIII Международная конференция студентов-филологов

Воровство в деревне: обычай, право и ритуал

Екатерина Валерьевна Ченуша
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

213
2015-04-09
17:40 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

Предметом исследования стали представления о воровстве и отношение к нему в деревнях на русском Севере. Среди материалов, собранных в Архангельской и Вологодской области в конце ХХ — начале ХХI вв. и хранящихся в Фольклорном архиве СПбГУ, были изучены рассказы о воровстве — от воспоминаний «о старине» до случаев из собственной жизни. Нарративы о воровстве представляют собой воспоминания о ритуальном наказании за воровство, о применении обычного права и о тех случаях, когда воровство прощалось. При рассмотрении нарративов был учтён диахронический аспект.

Тезисы

Интерес к данной теме возник в ходе интервью, взятого в самом начале фольклорной экспедиции в Архангельскую область в июле 2014 г. В интервью упоминался, на мой взгляд, необычный способ наказания воров: вождение вора по деревне с привязанной печной заслонкой. В Фольклорном архиве СПбГУ нашлось достаточное для исследования количество описаний случаев воровства (28, включая интервью, взятые в этом году). Кроме того, воровство как мотив обнаружен в трёх местных сказках (записанных  А. И. Никифоровым в 1928 г. в д. Засулье Вожгорской в. Мезенского у., Архангельской губ.). Были использованы также описания отношения к воровству в XIX веке из работы П. С. Ефименко «Народные юридические обычаи крестьян Архангельской губернии». Предметом исследования стали представления о воровстве и отношение к нему в деревнях на русском Севере. Среди материалов, собранных в Архангельской и Вологодской области в конце ХХ – начале ХХI вв. и хранящихся в Фольклорном архиве СПбГУ, были изучены рассказы о воровстве – у частных хозяев, у государства, воспоминания «о старине» и случаи из собственной жизни. В результате рассказы о воровстве представляют собой бытующие воспоминания о ритуальном наказании за воровство, о применении обычного права и о тех случаях, когда воровство прощалось. При рассмотрении нарративов был учтён диахронический аспект: поколения, к которому принадлежат рассказчики, время, о котором шла речь.