XVIII Международная конференция студентов-филологов

Вариации мотивов «Одиссеи» в романе классического модерна 1920-30-х гг. («Улисс» Дж. Джойса и «Смерть Вергилия» Г. Броха)

Олеся Васильевна Бессмельцева
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

191
2015-04-08
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе представлена рецепция мотивов «Одиссеи» Гомера в литературе классического модерна на материале романов Дж. Джойса «Улисс»  и Г. Броха «Смерть Вергилия». Сравнительный анализ отдельных сцен этих произведений подтверждает обращение Г. Броха к джойсовской рецепции «Одиссеи», но одновременно демонстрирует своеобразие её реализации в «Смерти Вергилия».

Тезисы

Сюжеты и мотивы древнегреческого эпоса составляют своего рода матрицу европейского культурного сознания. Так, сюжетные ситуации и образы гомеровской «Одиссеи» обильно востребованы в романах классического модерна 1920-30-х гг., в том числе в «Улиссе» Джеймса Джойса и в «Смерти Вергилия» Германа Броха. Произведения Джойса и Броха различаются по тематике, композиции и стилю. Однако попытки установить схождения между ними, предпринятые ещё в 1940-е гг., предстают актуальными и по сей день.
В период работы над «Смертью Вергилия» Брох в своих литературно-критических статьях обращается к творчеству Джойса в аспекте истории романного жанра. Роман «Смерть Вергилия» рождается в полемике с текстом «Улисса». Отталкиваясь от последнего, Брох работает над формулировкой собственной творческой позиции, зачастую путём антитезы. Однако в романах неизбежно обнаруживается и сходство: перекличка между эпизодами, преемственность в способах обработки гомеровских мотивов. Обращаясь к приёмам литературного воплощения «Одиссеи» у Джойса, Брох варьирует их в соответствии с собственной творческой задачей. Сопоставление корреспондирующих сцен у Джойса и Броха демонстрирует в каждом случае оригинальность авторской рецепции гомеровских архетипов. Обнаруживаемая преемственность не превращается в случае Броха в подражательство, но подчёркивает самоценность каждой из представленных литературных интерпретаций античного эпоса.