Вариации мотивов «Одиссеи» в романе классического модерна 1920-30-х гг. («Улисс» Дж. Джойса и «Смерть Вергилия» Г. Броха)
            Олеся Васильевна Бессмельцева
        
        
        Докладчик
        
        
        аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
    Санкт-Петербургский государственный университет
191
2015-04-08
16:40 -
        17:00
    Ключевые слова, аннотация
    В докладе представлена рецепция мотивов «Одиссеи» Гомера в литературе классического модерна на материале романов Дж. Джойса «Улисс»  и Г. Броха «Смерть
Вергилия». Сравнительный анализ отдельных сцен этих произведений подтверждает
обращение Г. Броха к джойсовской рецепции «Одиссеи», но одновременно демонстрирует своеобразие её реализации
в «Смерти Вергилия».
Тезисы
    Сюжеты и мотивы древнегреческого
эпоса составляют своего рода матрицу европейского культурного сознания. Так, сюжетные
ситуации и образы гомеровской «Одиссеи» обильно востребованы в
романах классического модерна 1920-30-х гг., в том числе в «Улиссе» Джеймса
Джойса и в «Смерти Вергилия» Германа Броха. Произведения Джойса и Броха
различаются по тематике, композиции и стилю. Однако попытки установить
схождения между ними, предпринятые ещё в 1940-е гг., предстают актуальными и
по сей день. 
В период работы над «Смертью Вергилия» Брох в своих литературно-критических статьях обращается к творчеству Джойса в аспекте истории романного жанра. Роман «Смерть Вергилия» рождается в полемике с текстом «Улисса». Отталкиваясь от последнего, Брох работает над формулировкой собственной творческой позиции, зачастую путём антитезы. Однако в романах неизбежно обнаруживается и сходство: перекличка между эпизодами, преемственность в способах обработки гомеровских мотивов. Обращаясь к приёмам литературного воплощения «Одиссеи» у Джойса, Брох варьирует их в соответствии с собственной творческой задачей. Сопоставление корреспондирующих сцен у Джойса и Броха демонстрирует в каждом случае оригинальность авторской рецепции гомеровских архетипов. Обнаруживаемая преемственность не превращается в случае Броха в подражательство, но подчёркивает самоценность каждой из представленных литературных интерпретаций античного эпоса.
		В период работы над «Смертью Вергилия» Брох в своих литературно-критических статьях обращается к творчеству Джойса в аспекте истории романного жанра. Роман «Смерть Вергилия» рождается в полемике с текстом «Улисса». Отталкиваясь от последнего, Брох работает над формулировкой собственной творческой позиции, зачастую путём антитезы. Однако в романах неизбежно обнаруживается и сходство: перекличка между эпизодами, преемственность в способах обработки гомеровских мотивов. Обращаясь к приёмам литературного воплощения «Одиссеи» у Джойса, Брох варьирует их в соответствии с собственной творческой задачей. Сопоставление корреспондирующих сцен у Джойса и Броха демонстрирует в каждом случае оригинальность авторской рецепции гомеровских архетипов. Обнаруживаемая преемственность не превращается в случае Броха в подражательство, но подчёркивает самоценность каждой из представленных литературных интерпретаций античного эпоса.