XVIII Международная конференция студентов-филологов

Феномен пропаганды в кинематографе Третьего Рейха

Каролина Владимировна Капралова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

4-у
2015-04-06
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен одной из актуальных проблем эмоционального воздействия кинотекста на зрителя. Кино, будучи  креолизованным текстом, в центре которого находится человек, генерирует в сознании картину мира в идеализированном виде и является средством манипулирования массовыми психическими процессами. Особое внимание в рамках этой проблемы уделяется вопросу использования кино как мощного инструмента пропаганды среди населения. В качестве ярчайшего примера пропагандистского кинотекста рассматривается кинематограф Германии в период нацизма. 

Тезисы

Кинофильм как особый вид текста выполняет не только развлекательную и познавательную функцию, но и функцию эмоционального воздействия на массы. Являясь креолизованным текстом, из всех текстов именно кино в большей степени способно оказать на зрителя влияние в кратчайшие сроки – всего за несколько часов просмотра фильма. Специфический способ подачи информации, в котором задействованы и вербальные, и невербальные приемы, не только отличает кино от других видов искусств, но и открывает широкие возможности для скрытого манипулирования. Благодаря этому кинотекст, осознанно построенный определенным образом, становится пропагандистским. Кинематограф всегда проявлял себя как средство скрытой пропаганды чего-либо. Тем не менее, представляющей наибольший интерес и общественную значимость в наши дни является идеологическая пропаганда в кино, широко применяющаяся при тоталитарных и авторитарных режимах власти. Вообще, пропагандистский  кинематограф отразил многие социальные и исторические явления 20 века, в том числе и повлекшие за собой глобальные для человечества последствия. Ярчайшим примером такого кинотекста является кино Третьего Рейха. В эпоху нацизма кинотекст рассматривался в первую очередь как инструмент пропаганды. В немецком министерстве народного просвещения и пропаганды был создан специальный отдел кино, функция которого заключалась в абсолютном контроле над выпуском кинопродукции. Таким образом, члены правительственной верхушки, в частности, министр пропаганды Йозеф Геббельс, принимали феноменальное по масштабам участие в разработке выпускаемых в прокат фильмов. С учетом факта национализации кинематографа и отсутствия возможности снимать кино без непосредственного участия властей в процессе, общая картина создания и проката кинотекста в эпоху Третьего Рейха сильно отличалась от стандартной. Так, важнейшая структурная составляющая кинотекста, его основа – авторский сценарий – переставал быть по своей сути авторским.  Это привело к тому, что любой фильм, снятый в Германии в этот период, стало возможным расценивать как пропагандистский. Элементы идеологической пропаганды проявлялись даже в таких жанрах кино, как мелодрама или комедия. В отличие от явно пропагандистских фильмов, зрителей на которые приходило немного, такие кинотексты являлись в разы более опасными с точки зрения их подсознательного воздействия на сознание масс. В целом, необходимо отметить следующее: в пропагандистском кинотексте пропаганда осуществлялась на всех уровнях восприятия, начиная от универсального, т.е. общего для носителей всех культур, и заканчивая индивидуальным. Чаще всего это делалось явно («Триумф воли», «Олимпия»), иногда – скрыто («Концерт по заявкам», «Великая любовь» и т.д.). Вопрос пропаганды в кино остается крайне актуальным и по сей день.