Феномен пропаганды в кинематографе Третьего Рейха
Каролина Владимировна Капралова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
4-у
2015-04-06
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен одной из актуальных проблем эмоционального воздействия кинотекста
на зрителя. Кино, будучи креолизованным
текстом, в центре которого находится человек, генерирует в сознании картину
мира в идеализированном виде и является средством манипулирования массовыми
психическими процессами. Особое внимание в рамках этой проблемы уделяется
вопросу использования кино как мощного инструмента пропаганды среди населения.
В качестве ярчайшего примера пропагандистского кинотекста рассматривается кинематограф
Германии в период нацизма.
Тезисы
Кинофильм
как особый вид текста выполняет не только развлекательную и познавательную
функцию, но и функцию эмоционального воздействия на массы. Являясь
креолизованным текстом, из всех текстов именно кино в большей степени способно
оказать на зрителя влияние в кратчайшие сроки – всего за несколько часов
просмотра фильма. Специфический способ подачи информации, в котором
задействованы и вербальные, и невербальные приемы, не только отличает кино от
других видов искусств, но и открывает широкие возможности для скрытого
манипулирования. Благодаря этому кинотекст, осознанно построенный определенным
образом, становится пропагандистским.
Кинематограф
всегда проявлял себя как средство скрытой пропаганды чего-либо. Тем не менее,
представляющей наибольший интерес и общественную значимость в наши дни является
идеологическая пропаганда в кино, широко применяющаяся при тоталитарных и
авторитарных режимах власти. Вообще, пропагандистский кинематограф отразил многие социальные и
исторические явления 20 века, в том числе и повлекшие за собой глобальные для
человечества последствия. Ярчайшим примером такого кинотекста является кино
Третьего Рейха.
В эпоху
нацизма кинотекст рассматривался в первую очередь как инструмент пропаганды. В
немецком министерстве народного просвещения и пропаганды был создан специальный
отдел кино, функция которого заключалась в абсолютном контроле над выпуском
кинопродукции. Таким образом, члены правительственной верхушки, в частности,
министр пропаганды Йозеф Геббельс, принимали феноменальное по масштабам участие
в разработке выпускаемых в прокат фильмов.
С учетом
факта национализации кинематографа и отсутствия возможности снимать кино без
непосредственного участия властей в процессе, общая картина создания и проката кинотекста
в эпоху Третьего Рейха сильно отличалась от стандартной. Так, важнейшая
структурная составляющая кинотекста, его основа – авторский сценарий –
переставал быть по своей сути авторским. Это привело к тому, что любой фильм, снятый в
Германии в этот период, стало возможным расценивать как пропагандистский.
Элементы идеологической пропаганды проявлялись даже в таких жанрах кино, как
мелодрама или комедия. В отличие от явно пропагандистских фильмов, зрителей на
которые приходило немного, такие кинотексты являлись в разы более опасными с
точки зрения их подсознательного воздействия на сознание масс.
В целом,
необходимо отметить следующее: в пропагандистском кинотексте пропаганда
осуществлялась на всех уровнях восприятия, начиная от универсального, т.е.
общего для носителей всех культур, и заканчивая индивидуальным. Чаще всего это
делалось явно («Триумф воли», «Олимпия»), иногда – скрыто («Концерт по
заявкам», «Великая любовь» и т.д.). Вопрос пропаганды в кино остается крайне
актуальным и по сей день.