Интердискурсивность в русской политической коммуникации начала XX века (на примере речей Епископа Омского и Семипалатинского Гавриила)
Татьяна Юрьевна Романова
Докладчик
студент 4 курса
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
171
2015-04-07
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
Религиозный дискурс
отличается сложной жанровой структурой, богатой системой ценностей и концептов,
а также рядом специфических особенностей на языковом уровне. При этом он имеет
достаточно точек соприкосновения с политическим дискурсом. Интересными с точки
зрения интердискурсивных взаимодействий нам представляются выступления Епископа
Омского и Семипалатинского Гавриила, представителя духовенства и одного из
ярчайших монархистов начала XX века. Актуальность нашего исследования
обусловлена малоизученностью русского дореволюционного политического дискурса.
Тезисы
В
начале ХХ века в Российской Империи обострился конфликт общества и власти.
Поражение в Русско-Японской войне, неудачи во внутренней и внешней политике, а
также возрастающее влияние радикально настроенной интеллигенции привели к
бурной общественной полемике о дальнейшем пути России. Как раз в это время на
одну ступень с традиционным письменным политическим дискурсом становится
дискурс устный.
Неслучайно материалами для нашего исследования послужили публичные выступления одного из инициаторов создания в Омске отдела Союза Русского Народа, Епископа Омского и Семипалатинского Гавриила (в миру Григория Васильевича Голосова, 1839-1916). Анализируя данные источники, мы пришли к выводу, что можно говорить об интердискурсивности в политической коммуникации монархистов. Под интердискурсивностью мы понимаем взаимопроникновение различных текстовых моделей в рамках изучаемого дискурса. При этом интертекстуальность подчиняется интердискурсивности и маркирует её. В процессе текстопроизводства первичный (политический) дискурс взаимодействует с дискурсом вторичным (в нашем случае религиозным), и благодаря этому создается сильный воздействующий эффект на адресата выступления.
Стоит отметить, что понятие «интердискурсивность» является одним из наиболее актуальных объектов исследования в современной лингвистике: этому феномену посвящены исследования О. А. Мельниковой, В. Е. Чернявской, О. С. Сачава и других учёных.
Неслучайно материалами для нашего исследования послужили публичные выступления одного из инициаторов создания в Омске отдела Союза Русского Народа, Епископа Омского и Семипалатинского Гавриила (в миру Григория Васильевича Голосова, 1839-1916). Анализируя данные источники, мы пришли к выводу, что можно говорить об интердискурсивности в политической коммуникации монархистов. Под интердискурсивностью мы понимаем взаимопроникновение различных текстовых моделей в рамках изучаемого дискурса. При этом интертекстуальность подчиняется интердискурсивности и маркирует её. В процессе текстопроизводства первичный (политический) дискурс взаимодействует с дискурсом вторичным (в нашем случае религиозным), и благодаря этому создается сильный воздействующий эффект на адресата выступления.
Стоит отметить, что понятие «интердискурсивность» является одним из наиболее актуальных объектов исследования в современной лингвистике: этому феномену посвящены исследования О. А. Мельниковой, В. Е. Чернявской, О. С. Сачава и других учёных.