44th International Philological Research Conference

Концептуальные формы русской ментальности и способы выражения оценки

Марина Васильевна Пименова
Докладчик
профессор
Владимирский государственный университет

195
2015-03-11
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен концептуальным формам русской ментальности (ментализации, идеации, идентификации), которые эксплицируются через способы  выражения оценки в текстах различных исторических периодов.


Тезисы

В докладе на материале лексических единиц, выражающих эстетическую оценку, рассматривается историческая последовательностью смены концептуальных форм русской ментальности (ментализации, идеации, идентификации – В.В. Колесов).
Под эстетической оценкой понимается отношение субъекта оценки к объективной ценности, воспринимаемое как признак оцениваемого объекта с точки зрения существующего в ту или иную эпоху национального представления о красоте-безобразии.  Формулы-синтагмы эстетической оценки включают в свой состав словоформы с синкретсемичными корневыми элементами (крас-, лhп-, добр-, благ-, свhт-, бhл-; зъл-, худ-, черн-, страш- и др.), их устойчивость предопределена общностью вида (структурно-семантических моделей, по которым они образованы).
Наш материал показывает, что в семантическом поле ‘красивый’-‘безобразный’ ядерными являются формулы-синтагмы, содержащие особый показатель оценочноститворительный падеж отношения (в котором стоят существительные типа лицо, тело, вид, видение, образ, зрак, взор, подобие, обличье, указывающие на “эстетическое” основание оценки)  при синкретсемичном имени прилагательном, обозначающем общее (мелиоративное / пейоративное) качество объекта оценки (красна лицем, взором красенъ, красна тhломъ, видhниемъ красна, добра образомъ, образомъ лhпъ, прhлhпа видениемь, худи образом, образомъ черни, зълъ лицемъ  и под.).
В отдельных контекстах в творительном падеже отношения могут стоять синкретсемичные имена существительные (красота, доброта, лhпота, величество и др.) при действительных причастиях с корневыми элементами сиj-, блист-, указывающими на “внешнее” (“воспринимаемое зрением”) основание оценки (красотою сияюща, блистающася добротою, величьствомъ сияющь), а также при образованных от глаголов речи причастий страдательного залога, эксплицирующих мелиоративную эстетическую оценку через отрицание возможности объективной оценки (“утверждение через отрицание”несказьны лhпотою, неизреченны добротою, несказанна красотою).
Кроме того, при указании на составляющие эстетический идеал детали внешности употребляется творительный социативный (общности) или сопроводительный падеж без предлога (позднее вытесненный творительным падежом с предлогом с): Тhлъмь бяше красьнъ, высокъ, лицемь круглъмь, плечи велицh, тънъкъ въ чресла, очима добраама, веселъ лицьмъ (Сказ. Бор. Гл.).
К ядерным средствам выражения эстетической оценки относятся также согласованные в падеже атрибутивные сочетания “качественное имя прилагательное + имя существительное”, в которых на знак эстетической оценки указывает именное / местоименное прилагательное, а на объект оценки (одушевленный / неодушевленный) – имя существительное, причем если данные формулы-синтагмы восходят к фольклорному источнику (красна девица, добрый молодец, белые руки, лицо белое, ясные очи, раздолие высокое, черный ворон), они традиционно рассматриваются как сочетания с “постоянным эпитетом” (А.Н. Веселовский, А.П. Евгеньева, В.М. Жирмунский, П.Д. Первов, А.А. Потебня, В.Я. Пропп), а если они имеют книжное происхождение (прhкрасная дщерь, отрокы красныя, град чюден, бhлый клобукъ, златыя / худыя ризы, нарядное платье) –  как “устойчивый книжный атрибут” (Н.Г. Михайловская).
При выражении эстетической оценки могут также использоваться атрибутивные сочетания “относительное имя прилагательное + имя существительное”, в которых, напротив, на знак эстетической оценки указывает имя существительное, а относительное имя прилагательное в функции атрибута – на принадлежность данного качества-свойства одушевленному / неодушевленному объекту (личная красота, доброта женьская, красота земная, небесная красота, красота церковная, худость ризьная). В функции атрибута в подобных сочетаниях может употребляться также имя существительное в Род. п. (красота тhла, доброта лица, лhпота жены, красота службы, красота риз, доброта твари).