Болгары Крыма
Наталья Моисеевна Калашникова
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Российский этнографический музей
Российский этнографический музей
БАН
2015-03-12
14:30 -
14:45
Ключевые слова, аннотация
Традиционная культура народов Крымского полуострова
формировалась на протяжении веков как синтез местных и пришлых традиций.
Серьезные изменения в этническом составе полуострова принесло присоединение в
XVIII в. Крыма к России, открывшее путь массовой колонизации края, куда
переселялись и болгары. В
начале ХХ в. музейными сотрудниками Этнографического отдела Русского музея
(ныне Российский этнографический музей — РЭМ)
были приобретены предметы быта и черно-белые фотографии, характеризующие
традиционную культуру болгар, которые являются уникальными, т. к. в крымских
музеях они не сохранились.
Тезисы
Этнография Крыма интересна
синтезом культуры населения берегов Черного и Средиземного морей, кочевого
населения степей Евразии и собственно крымских прибрежных гор и степей,
представляя собой интересную и богатую часть истории культуры народов Восточной
Европы и Черноморского бассейна. Серьезные изменения в этническом составе
полуострова принесло присоединение в XVIII в. Крыма, Приазовья и Тамани к
Российской империи, открывшее путь массовой колонизации Крыма
восточнославянскими народами (русскими, украинцами, белорусами) и переселенцам
из Центральной и Восточной Европы: этническим группам болгар, немцев, сербов,
армян, евреев и др.
В конце XVIII‒начале XIX вв. в Крым переселялись болгары, которые сохраняли свое национальное самосознание, разговорный язык, материальную и духовную культуру, обустройство хозяйства, обряды, обычаи и традиционную пищу. Поселившись в Феодосийском и Симферопольском уездах, болгары стали заниматься хлебопашеством и огородничеством, отчасти виноделием и овцеводством. Именно болгары завезли на полуостров казанлыкскую розу и впоследствии именно Крым стал ведущим в России производителем розового масла.
Следует сказать, что Петербург с момента основания его научных учреждений являлся центром отечественного востоковедения, что отразилось и на исследованиях, которые проводились, в том числе и в Крыму. Это наследие трудно сохранялось в бурном ХХ в., тем более значительны те памятники культуры, которые стали предметом сохранения и изучения в музейных собраниях. Так, например, в начале ХХ века были приобретены музейными сотрудниками Этнографического отдела Русского музея (ныне Российский этнографический музей ‒ РЭМ) предметы быта и черно-белые фотографии, характеризующие традиционную культуру как коренных народов Крыма XIX‒XX вв. (греков, крымских татар, крымчаков, караимов, цыган), так и этносов, прибывших в результате колонизации края, в частности, болгар. Это собрание не является обширным, но оно представляет сборы 1910‒1930 гг. музея, где представлены редчайшие экспонаты, характеризующие быт и культуру болгар этого региона. Подобные предметы, особенно по культуре болгар практически не сохранились в музеях Крыма, что делает коллекцию петербургского музея уникальной.
В конце XVIII‒начале XIX вв. в Крым переселялись болгары, которые сохраняли свое национальное самосознание, разговорный язык, материальную и духовную культуру, обустройство хозяйства, обряды, обычаи и традиционную пищу. Поселившись в Феодосийском и Симферопольском уездах, болгары стали заниматься хлебопашеством и огородничеством, отчасти виноделием и овцеводством. Именно болгары завезли на полуостров казанлыкскую розу и впоследствии именно Крым стал ведущим в России производителем розового масла.
Следует сказать, что Петербург с момента основания его научных учреждений являлся центром отечественного востоковедения, что отразилось и на исследованиях, которые проводились, в том числе и в Крыму. Это наследие трудно сохранялось в бурном ХХ в., тем более значительны те памятники культуры, которые стали предметом сохранения и изучения в музейных собраниях. Так, например, в начале ХХ века были приобретены музейными сотрудниками Этнографического отдела Русского музея (ныне Российский этнографический музей ‒ РЭМ) предметы быта и черно-белые фотографии, характеризующие традиционную культуру как коренных народов Крыма XIX‒XX вв. (греков, крымских татар, крымчаков, караимов, цыган), так и этносов, прибывших в результате колонизации края, в частности, болгар. Это собрание не является обширным, но оно представляет сборы 1910‒1930 гг. музея, где представлены редчайшие экспонаты, характеризующие быт и культуру болгар этого региона. Подобные предметы, особенно по культуре болгар практически не сохранились в музеях Крыма, что делает коллекцию петербургского музея уникальной.