44th International Philological Research Conference

Оценка продуктивных аспектов речи на региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников

Надежда Александровна Бесядовская
Докладчик
преподаватель
Гимназия №56

25
2015-03-11
18:40 - 19:00

Ключевые слова, аннотация

Оценка продуктивных аспектов речи всегда была одной из ведущих проблем тестологии. На Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку, два конкурса из пяти являются продуктивными: Письмо и Говорение. В докладе рассматривается изменение принципов и подходов к формулировке критериев оценки продуктивных аспектов за последние 7 лет; проводится сравнение различных типов заданий с точки зрения эффективности их оценки посредством формализованных критериев; описан опыт подготовки учащихся к региональному и заключительному этапам олимпиады по данным аспектам.

Тезисы

Оценка продуктивных  аспектов речи  всегда была  одной из ведущих проблем тестирования. На  Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку, два конкурса из пяти являются продуктивными: Письмо и Говорение. Анализ  изменения критериев оценки продуктивных аспектов убедительно демонстрирует стремление к их формализации. С одной стороны, это способствует  объективности выставленных баллов, с другой, ограничивает возможность учитывать индивидуальные особенности работы школьников.
Задания по аспекту «Письмо» делятся на две основные категории: написание короткого рассказа и написание письменной работы «формального жанра». Под «формальным жанром» мы понимаем эссе, доклад, официальное письмо и т.д. Критерии и подходы как к написанию, так и к оценке этих категорий значительно различаются.
За последние семь лет изменялись не только критерии оценки, но и виды заданий аспекта «Говорение». Ориентация на международные языковые экзамены, такие как IELTS, FCE, сменилась на применение языка в сфере профессиональной коммуникации. Привычные задания типа монолог на заданную тему с использованием опорных пунктов, короткий диалог на основе сказанного, сначала сменился на анализ графиков и диаграмм (по типу аспекта «Письмо» на экзамене IELTS), а затем на такие виды устных высказываний как экскурсия, репортаж новостей, комментарий текущих событий. Как в связи с этим изменились критерии оценки, мы анализируем в нашем докладе.
Изменение формата, критериев и непредсказуемость типов заданий по продуктивным аспектам является самой трудной проблемой для преподавателя, который готовит участников к региональному и заключительному этапам Всероссийской олимпиады школьников. Представляя и обобщая опыт, полученный вследствие практической работы, мы понимаем ограниченность практико-ориентированного подхода.  Однако на данном этапе подведение теоретической  базы, позволяющей с уверенностью прогнозировать изменение критериев и типов заданий, кажется нам невозможной. Более того, это противоречит философии олимпиады как состязания для одаренных, так как умение справляться с неожиданными и непредсказуемыми типами заданий является неотъемлемой частью этого испытания.